Философские проблемы развития техники

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Этапы развития техники; технологический императив нашего времени;

3.  «Технологическая уязвимость человеческого рода»;

4.  Основные критерии инженерной деятельности;

1.

Tehne (греч.) – искусство; => Техника – это искусство создание нового, ранее не существовавшего; определения техники: – это

1.искусство в широком смысле слова;

2.навык, мастерство, многосторонне умение, т.е. профессиональное искусство;

3.знание в широком смысле слова; Хайдеггер: «Техника есть про-из-ведение => это раскрытие потаённости»;

4.творчество – техническое творчество, как изобретение технических систем;

5.артифак (арт-искусство);

6.технические орудия – это проекции, продолжения и усиления человеческих органов (Капп, А. Унинг, Гелин)=>

7.неорганическое тело человека, вторая природа;

8.эффективная методологическая деятельность (Рапп);

9.совокупность рационально выработанных методов (Эллюль). Т.о.

Техника – это искусственно созданные средства деятельности человека.

«Демонизм» техники проявляется в том, что, созданная человеком, она выходит из-под его власти и сама начинает определять его судьбу, а также судьбу человечества.

Амбивалентность техники проявляется в том, что с одной стороны она облегчает жизнь человека, а с другой – представляет реальную угрозу его существованию.

Ясперс: «техника, как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой». Унинг: «мы пока достигли зоологической стадии техники; теперь мы приближаемся к поистине антропологической технике».

Различают:

1.пассивную технику;

2.активную технику;

(1) включает производственные помещения, ж/д., мосты, каналы, телефон, радио, телевидение;

(2) состоит из орудий (инструментов), машин и аппаратуры управления машинами;

Орудия:

а) физического труда;

б) умственного труда;

в) жизнедеятельность человека;

2.

В истории техники можно выделить три ступени развития:

1.орудия ручного труда или инструменты;

2.машины (на уровне механизации);

3.автоматы (на уровне автоматизации);

По Бердяеву в своём развитии человек проходит три этапа рабства:

1)  раб природы;

2)  раб государства, национальности и класса;

3)  раб техники, машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек;

Механизация, автоматизация и связанная с ними массовизация производства лишают людей индивидуальности, создают разновидность социальных роботов. Человек оказывается в плену технологического блефа (Эллюль Ж.). Уже не человек является «мерой всех вещей», а вещь становится мерой человека, всесильным господином и даже диктатором. Особенно это обнаруживается в случае военной техники, ибо часто именно она решает, что будет с отдельным человеком и человечеством. Производство становится анонимным, дозмонизм (обезличие) (Хайдеггер) проявляется в том, что людям оказывается проще и удобнее жить, рассматривая себя как существа, подобные другим, т.е. объекты, а  не субъекты. И поэтому (Ясперс): «чел живёт либо в состоянии глубокой неудовлетворённости собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функциональную деталь машины».

Технологический императив порой выражается в фразе: «Можешь - значит должен». Иначе его трактуют: «Нет границ для применения технического знания». Т.о. технический императив становится опасен. Исходя из него инженер с инструментальным разумом может действовать, как лишённый гибкого и нормального человеческого интеллекта робот, подчиняющий всё интересам техники и производства.

Бэкон: «Знание - это сила, но сила может быть разрушительной => возникает задача установления границ развития технического знания. Мерой оценки знания и его дальнейшего применения должен стать сам человек, его жизнь и здоровье».

Современное общество можно охарактеризовать как техническую цивилизацию, в которой человек не только конструктор мира, но и сам становится

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0