Этапы развития техники; технологический императив нашего времени;
3. «Технологическая уязвимость человеческого рода»;
4. Основные критерии инженерной деятельности;
1.
Tehne (греч.) – искусство; => Техника – это искусство создание нового, ранее не существовавшего; определения техники: – это
1.искусство в широком смысле слова;
2.навык, мастерство, многосторонне умение, т.е. профессиональное искусство;
3.знание в широком смысле слова; Хайдеггер: «Техника есть про-из-ведение => это раскрытие потаённости»;
4.творчество – техническое творчество, как изобретение технических систем;
5.артифак (арт-искусство);
6.технические орудия – это проекции, продолжения и усиления человеческих органов (Капп, А. Унинг, Гелин)=>
7.неорганическое тело человека, вторая природа;
8.эффективная методологическая деятельность (Рапп);
9.совокупность рационально выработанных методов (Эллюль). Т.о.
Техника – это искусственно созданные средства деятельности человека.
«Демонизм» техники проявляется в том, что, созданная человеком, она выходит из-под его власти и сама начинает определять его судьбу, а также судьбу человечества.
Амбивалентность техники проявляется в том, что с одной стороны она облегчает жизнь человека, а с другой – представляет реальную угрозу его существованию.
Ясперс: «техника, как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой». Унинг: «мы пока достигли зоологической стадии техники; теперь мы приближаемся к поистине антропологической технике».
Различают:
1.пассивную технику;
2.активную технику;
(1) включает производственные помещения, ж/д., мосты, каналы, телефон, радио, телевидение;
(2) состоит из орудий (инструментов), машин и аппаратуры управления машинами;
Орудия:
а) физического труда;
б) умственного труда;
в) жизнедеятельность человека;
2.
В истории техники можно выделить три ступени развития:
1.орудия ручного труда или инструменты;
2.машины (на уровне механизации);
3.автоматы (на уровне автоматизации);
По Бердяеву в своём развитии человек проходит три этапа рабства:
1) раб природы;
2) раб государства, национальности и класса;
3) раб техники, машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек;
Механизация, автоматизация и связанная с ними массовизация производства лишают людей индивидуальности, создают разновидность социальных роботов. Человек оказывается в плену технологического блефа (Эллюль Ж.). Уже не человек является «мерой всех вещей», а вещь становится мерой человека, всесильным господином и даже диктатором. Особенно это обнаруживается в случае военной техники, ибо часто именно она решает, что будет с отдельным человеком и человечеством. Производство становится анонимным, дозмонизм (обезличие) (Хайдеггер) проявляется в том, что людям оказывается проще и удобнее жить, рассматривая себя как существа, подобные другим, т.е. объекты, а не субъекты. И поэтому (Ясперс): «чел живёт либо в состоянии глубокой неудовлетворённости собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функциональную деталь машины».
Технологический императив порой выражается в фразе: «Можешь - значит должен». Иначе его трактуют: «Нет границ для применения технического знания». Т.о. технический императив становится опасен. Исходя из него инженер с инструментальным разумом может действовать, как лишённый гибкого и нормального человеческого интеллекта робот, подчиняющий всё интересам техники и производства.
Бэкон: «Знание - это сила, но сила может быть разрушительной => возникает задача установления границ развития технического знания. Мерой оценки знания и его дальнейшего применения должен стать сам человек, его жизнь и здоровье».
Современное общество можно охарактеризовать как техническую цивилизацию, в которой человек не только конструктор мира, но и сам становится
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.