В качестве критерия оценки принята величина фактического (реального) линейного контакта вкладыша с шатунной шейкой коленчатого вала, определяемая из выражения
(2.1)
где Вн – ширина шатунного вкладыша, мм;
φ ш..ш – безразмерная величина соотношения погрешностей контактируемых поверхностей шатунного подшипника;
ho – конусность шатунной шейки, мм на ширине вкладыша; ho = 0,005 мм.
Δδ – приведенное отклонение от параллельности осей нижней головки шатуна и шатунной шейки на длине ширины вкладыша.
В соответствии со схемой погрешностей элементов сборочной цепочки КШМ и ЦПГ (см. рис.1.1) величина Δδ определяется из уравнения
(2.2)
где δΣ – суммарная величина отклонения от параллельности осей нижней головки шатуна и шатунной шейки на длине ширины вкладыша.
δп..ц – величина сближения от перекоса поршня в пределах диаметрального зазора между стенками цилиндра и поршня, приведённая к ширине шатунного вкладыша;
δп..п – величина сближения от диаметральных зазоров в соединениях поршневого пальца, приведённая к ширине вкладыша, мм;
δр – деформационное сближение вкладыша с шейкой вала от действия рабочей нагрузки, мм;
Расчёт замыкающего звена определяли вероятностным методом по формуле
, (2.3)
где t – коэффициент риска, характеризующий процент предела установленного для него допуска, δ∑ выход значений замыкающего звена, зависит от принятой вероятности нахождения погрешности замыкающего звена в поле допуска.
Чем меньше t, тем больше процент риска, но тем шире могут быть допуски составляющих звеньев. Значение t выбирают на основании технико-экономических расчётов. Зависимость процента риска от значения t показана в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Зависимость процентов риска
Процент риска, Р |
32 |
10 |
4,55 |
1,00 |
0,27 |
0,10 |
0,01 |
Значение t |
1,00 |
1,65 |
2,00 |
2,57 |
3,00 |
3,29 |
3,89 |
– коэффициент, характеризующий закон распределения погрешностей элемента сборочной цепочки:
=1/9 – при законе нормального распределения;
=1/6 –при законе распределения треугольника;
=1/3 – при законе равной вероятности.
Если принять t = 3, а = 1/9, то формула погрешности замыкающего звена (1.3) примет следующий упрощенный вид
(2.4)
где n – число погрешностей элементов сборочной цепочки;
ξ i – передаточное отношение влияния углового отклонения отдельного элемента сборочной цепочки;
γ i – угловые погрешности элементов сборочной цепочки, мм/мм;
Численное значение передаточного отношения в формуле (2.4) определяется из следующего соотношения
(2.5)
где Li – длина, на которой задан допуск на угловое отклонение (γi).
Передаточное отношение по формуле (2.5), позволяет приведение угловой погрешности γi , соответствующего элемента сборочной цепочки заданной на длине Li , к угловому положению шатунного вкладыша с шейкой вала.
Угловые погрешности сборочной цепочки (γi) для автотракторных двигателей в соответствии с техническими требованиями рабочих чертежей представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2- Предельные допуски угловых погрешностей деталей ЦПГ и КШМ автотракторных двигателей
Наименование и обозначение параметра звена, сборочной цепи |
Максимальное значение |
|
для автомобилей иномарок |
для отечественных автомобилей |
|
1.Отклонение от перпендикулярности осей стержня и нижней головки шатуна () |
0,01 на ширине головки шатуна |
0,02 на ширине головки шатуна |
2.Отклонение от параллельности осей шатунных и коренных шеек коленчатого вала () |
0,10 на длине 1000 мм. |
0,005 на длине 50 мм |
3.Отклонение от параллельности осей верхней и нижней головок шатуна () |
0,01 на длине диаметра поршня |
0,04 на длине 100 мм |
4.Перекос осей верхней и нижней головки шатуна () |
0,01 на ширине нижней головки шатуна |
0,01 на ширине нижней головки шатуна |
5.Отклонение от перпендикулярности оси отверстия под палец к бочке поршня () |
0,02 на длине половины диаметра поршня |
0,03 на длине 100 мм |
6.Отклонение от перпендикулярности оси цилиндра или расточки под цилиндр к оси гнёзд коренных подшипников коленчатого вала () |
0,02 на длине цилиндра. |
0,05 на длине 100 мм. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.