d2 = mz2 = 6,3 × 37 = 238,1 мм б) диаметры головок витков и зубьев
da1 = m(q + 2) = 6,3 × 12 = 75,6 мм
da2 = m(z2 + 2) = 6,3 × 39 = 245,7 мм в) диаметры ножек витков и зубьев
df1 = m(q - 2,4) = 6,3 × 7,6 = 47,8 мм
df2 = m(z2 - 2,4) = 6,3 × 34,6 = 217,9 мм
Длина червяка в1 = (11 + 0,06z2)m = (11 + 0,06 × 37) × 6,3 » 80 мм для 4 заходных червяков в1 = (12,6 + 0,09z2)m
Угол подъема винтовой линии червяка
tgl = z1 / q = 1 / 10 = 0,1 ; l » 6°.
Ширина червячного колеса в2 = 0,7da1 = 0,7 × 75,6 = 55 мм.
Наибольший диаметр червячного колеса
dam2 = da2 + 6m / (z1 + 2) = 245,7 + 6 × 6,63 / (1 + 2) » 258 мм
9. Производим проверочный расчет зубьев червячного колеса на изгиб
где g - коэффициент износа зубьев, для закрытых передач g = 1, для открытых - g = 1,5 ;
YF - коэффициент формы зуба YF = 2,3 (табл.11).
[s]F - допускаемое напряжение на изгиб. Для реверсивных передач (как в нашем случае),
[s]F = [s-1]F × КF ,
(для нереверсивных - [s]F = [s0]F × КF ),
[s-1]F и [s0]F - см. табл. 9.
КF - коэффициент режима работы
.
[s]F = 69 × 0,9 = 62 Н/мм2
Н/мм2 Н/мм2
т.е. прочность по изгибу обеспечивается.
Таблица 11
Значения YF
z2 |
25...33 |
33...43 |
43...60 |
60...80 |
более 80 |
YF |
2,4 |
2,3 |
2,2 |
2,1 |
2 |
10. Определяем усилие, действующие в зацеплении:
а) окружное усилие на червячном колесе, равное осевому усилию на червяке.
F2 = Fa1 = 2T2 / d2 = 2 × 3 × 105 / 233,1 » 2600 H;
б) окружное усилие на червяке, равное осевому усилию на червячном колесе,
F1 = Fa2 = 2 T1 / d1 .
где
Н/мм2
F1 = Fa2 = 2 × 8 × 104 / 63 = 2500 Н;
в) радиальные усилия на червяке и колесе
Fa1 = Fa2 = F2 tga = 2600 × 0,36 » 900 H
(a - угол зацепления, a = 20°).
11. Определяем скорость скольжения в передаче
мм/с м/с
12. Определяем угол трения между червяком и червячным колесом (табл.12), r » 1,5°.
Таблица 12
Значения r0
Vs м/с |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
3 |
4 |
7 |
10 |
r0 |
3,5 |
3 |
2,5 |
2 |
1,5 |
1,5 |
1 |
1 |
13. Определяем КПД передачи
14. Определяем необходимую поверхность охлаждения (для закрытых передач)
м2
где Кt - коэффициент теплопередачи корпуса, для чугунного корпуса
Кt = 10 Вт/м2с ;
tм - допускаемая температура масла, рекомендуется tм » (70...80)°С;
tв - температура окружающего воздуха, по условию задачи tв = 20°С;
м2
ПРИМЕР РАСЧЕТА ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ
ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Рассчитать закрытую цилиндрическую косозубую зубчатую передачу для привода корнеклубнерезки. Передаваемая мощность N = 16 кВт при угловых скоростях ведущего вала w1 = 100 1/с и ведомого - w2 = 35 1/с.
1. Определяем передаточное отношение
u = w1 / w2 = n1 / n2 = 100 / 35 » 2,9
2. Выбираем материал для изготовления зубчатых колес. Для тяжелонагруженных ответственных передач с повышенными требованиями к габаритам рекомендуется стали 20ХН, 12ХН2, 12ХНЗА с цементацией и закалкой, твердостью НВ > 350. При средних нагрузках обычно применяются стали 40Х, 40ХН, 40ХФА с объемной или поверхностной закалкой, твердостью НВ > 350. Для средне- и малонагруженных передач применяют стали 40,45, 50, 40Х, 40ХН с нормализацией или улучшением, твердостью НВ<350. В этом случаи твердость материала шестерни должно быть на 20...30 единиц (НВ) выше, чем колеса.
Выбираем для шестерни сталь 45 с улучшением, для колеса - 45 с нормализацией.
3. Определяем крутящий момент на колесе
Нмм.
4. Определяем расчетный крутящий момент на колесе
Тр2 = Т2 × К = 4,4 × 105 × 1,4 = 6,1 × 105 Нмм, где К - коэффициент дополнительных нагрузок, К = 1,4...1,5.
5. Для открытых передач. Задаемся числом зубьев шестерни
z1=17...19.
6. Для открытых передач. Определяем число зубьев колеса
z2 = z1 × u
7. Для закрытых передач. Определяем межосевое расстояние из условия прочности по контактным напряжениям по формулам:
, мм для прямозубых передач и
, мм для косозубых и шевронных передач, где yа - коэффициент ширины (для прямозубых - yа = 0,15...0,25; для косозубых yа = 0,25...0,4; для шевронных - yа = 0,4...0,8). Принимаем yа = 0,3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.