расход топлива в литрах на 100 км пройденного пути (путевой расход) QП,л.
Для определения путевого расхода топлива пользуются формулой:
где qe - удельный расход топлива, г/кВт· ч;
ρт = 0,82 - плотность топлива, кг/дм3 .
Удельный расход топлива определяется удельным расходом его при максимальной мощности двигателя, степени использования мощности и частоты вращения коленчатого вала
qe = qN· Ke· Ku, г/кВт· ч где qN - удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя, г/кВт-ч;
Ке - коэффициент, зависящий от частоты вращения коленчатого вала;
КU - коэффициент, зависящий от степени использования мощности двигателя.
Степень использования мощности двигателя упрощенно принимают как отношение мощности, затрачиваемой на движение автомобиля, к мощности, которая может быть подведена к ведущим колесам:
Под степенью использования частоты вращения коленчатого вала двигателя Е понимают отношение текущего значения угловой скорости коленчатого вала ωе к угловой скорости его при максимальной мощности ωN
Е = ωе / ωN.
При сравнительных или приближенных расчетах можно принимать следующее:
- для дизельных двигателей:
КU = 3,27 – 8,22 · U + 9,13 · U2 – 3,18 · U3,
- для всех типов двигателей:
КЕ = 1,25 - 0,99 · Е + 0,98 · Е2 – 0,24 · Е3.
Рассчитывая топливно-экономическую характеристику установившегося движения, для определения степени использования мощности и частоты вращения коленчатого вала удобно применять данные из расчета мощностного баланса автомобиля.
Допустим, нужно определить степень использования мощности U’ и частоты вращения коленчатого вала Е' при движении автомобиля со скоростью Vaна четвертой передаче. В этом случае в соответствии с рис. 2.4 степень использования мощности будет определяться отношением отрезков (NВ' + Nψ') и NT', т.е. U’= (NВ' + Nψ') / NT', а степень использования частоты вращения - отношением отрезков А и В, т.е. Е' = А / В = Va' / VN', где VN' - скорость движения автомобиля, соответствующая максимальной мощности двигателя.
Пример расчета топливной экономичности автомобиля.
1КЕ = 1,25 - 0,99· 0,2 + 0,98· 0,22 – 0,24· 0,23 = 1,089;
2КЕ = 1,25 - 0,99· 0,4 + 0,98· 0,42 – 0,24· 0,43 = 0,995;
3КЕ = 1,25 - 0,99· 0,6 + 0,98· 0,62 – 0,24· 0,63 = 0,957;
4КЕ = 1,25 - 0,99· 0,8 + 0,98· 0,82 – 0,24· 0,83 = 0,962;
5КЕ = 1,25 - 0,99· 1,0 + 0,98· 1,02 – 0,24· 1,03 = 1,0.
1КU = 3,27 – 8,22 · 1,626 + 9,13 · 1,6262 – 3,18 · 1,6263 = 0,372;
2КU = 3,27 – 8,22 · 1,327 + 9,13 · 1,3272 – 3,18 · 1,3273 = 1,008;
3КU = 3,27 – 8,22 · 1,21 + 9,13 · 1,212 – 3,18 · 1,213 = 1,057;
4КU = 3,27 – 8,22 · 1,198 + 9,13 · 1,1982 – 3,18 · 1,1983 = 1,058;
5КU = 3,27 – 8,22 · 1,301 + 9,13 · 1,3012 – 3,18 · 1,3013 = 1,027;
1qe= 240 · 1,089 · 0,372 = 97,2 г/кВт· ч;
2qe= 240 · 0,995 · 1,008 = 240,7 г/кВт· ч;
3qe= 240 · 0,957 · 1,057 = 242,8 г/кВт· ч;
4qe= 240 · 0,962 · 1,058 = 244,3 г/кВт· ч;
5qe= 240 · 1,0 · 1,027 = 246,5 г/кВт· ч.
Табл. 2.5
Расчет топливной экономичности автомобиля
Единицы измерения |
Текущее значение параметров |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Va |
м/с |
2,4 |
4,9 |
7,3 |
9,7 |
12,2 |
Е=ωе/ωN |
- |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
Ke |
- |
1,089 |
0,995 |
0,957 |
0,962 |
1,0 |
NT |
кВт |
20,16 |
50,47 |
82,49 |
110,58 |
128,1 |
NВ |
кВт |
0,0044 |
0,0376 |
0,0125 |
0,0291 |
0,0581 |
А. Для сопротивления дороги ψ = 0,10 |
||||||
Nψ |
кВт |
32,78 |
66,93 |
99,72 |
132,5 |
166,65 |
U |
- |
1,626 |
1,327 |
1,21 |
1,198 |
1,301 |
KU |
- |
0,372 |
1,008 |
1,057 |
1,058 |
1,027 |
qe |
г/кВт· ч |
97,2 |
240,7 |
242,8 |
244,3 |
246,5 |
QП |
л/100км |
54,2 |
134,3 |
135,4 |
136,2 |
137,5 |
Б. Для сопротивления дороги ψ = 0,02 |
||||||
Nψ |
кВт |
6,56 |
13,39 |
19,94 |
26,5 |
33,33 |
U |
- |
0,325 |
0,266 |
0,242 |
0,24 |
0,261 |
KU |
- |
1,45 |
1,67 |
1,77 |
1,78 |
1,69 |
qe |
г/кВт· ч |
379 |
398,8 |
406,5 |
410,96 |
405,6 |
QП |
л/100км |
42,3 |
44,6 |
45,3 |
45,9 |
45,3 |
При расчете контрольного путевого расхода топлива для различных скоростей движения постоянными принимаются параметры по пунктам 1...5, которые выбираются из табл. 2.4.
Для каждого заданного суммарного сопротивления дороги рассчитывают путевой расход топлива.
Контрольный путевой расход топлива автомобиля рассчитывают для ψ = 0,02 (ровного участка дороги с асфальтовым покрытием). Затем расчетные значения сравнивают с табличными технической характеристики автомобиля.
Рис. 2.5. Зависимость путевого расхода топлива от скорости движения при разных коэффициентах дорожного сопротивления.
1. Общий характер расчётных графических зависимостей внешней скоростной характеристики двигателя автомобиля УРАЛ-4320 удовлетворительно согласуется с опытным (реальным).
2.Путевой расход топлива для заданного суммарного сопротивления дороги ψ=0,10 при скорости движения 12,2 м/с (44 км/ч) составляет
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.