Цель работы – овладение навыками планирования грузовых перевозок автотранспортным предприятием при обслуживании n поставщиков грузов и m потребителей путем разработки оптимальных маршрутов движения автотранспорта и выбора подвижного состава.
Исходные данные:
Таблица №1
Поставщики |
Хлебозавод №1 |
Хлебозавод №2 |
Объем поставок, т |
11400 |
16200 |
Таблица №2
Получатели груза |
ТЦ №1 |
ТЦ №2 |
Магазин №1 |
Магазин №2 |
Объем потребления, т |
6350 |
4700 |
7100 |
9450 |
Таблица №3
Откуда |
Куда |
Вид груза |
Объем перевозок, т/м |
Хлебозавод №1 |
Магазин №2 |
Хлебобулочные изделия |
14 |
Хлебозавод №2 |
Магазин №1 |
Хлебобулочные изделия |
9 |
Мясомолочный комбинат №1 |
Предприятие питания |
Продукты питания |
21 |
Мясомолочный комбинат №2 |
Магазин №2 |
Продукты питания |
16 |
Рис. 1. Схема транспортных магистралей и расположения объектов транспортной сети
Объекты: 1 – Мясомолочный комбинат №1; 2 – Мясомолочный комбинат №2; 3 – Хлебозавод №1; 4 – Хлебозавод №2; 5 – Магазин №1; 6 – ТЦ №1; 7 – ТЦ №2; 8 – Магазин №2; 9 – Предприятие питания; 10, 11, 12 – Транспортная развязка.
1. Характеристика заданных грузопотоков
Необходимо определить коэффициенты неравномерности объема и неравномерности грузооборота для грузопотоков, указанных в таблице 3, для этого представим ее в следующем виде.
Объем перевозок прочих грузов, т/месяц Таблица №4
Пункты отправления |
Пункты назначения |
Всего |
||
Магазин №1 |
Магазин №2 |
Предприятие питания |
||
Хлебозавод №1 |
- |
14 |
- |
14 |
Хлебозавод №2 |
9 |
- |
- |
9 |
Мясомолочный комбинат №1 |
- |
- |
21 |
21 |
Мясомолочный комбинат №2 |
- |
16 |
- |
16 |
Всего |
9 |
30 |
21 |
60 |
Коэффициент неравномерности объема грузоперевозок:
где
- максимальная величина объема перевозок;
- минимальная величина объема перевозок;
- средняя величина объема перевозок;
находятся по таблице №4.
Тогда,
Коэффициент неравномерности грузооборота:
.
Для расчета величин грузооборота необходимо определить кратчайшие расстояния между пунктами назначения и отправления. Расчет ведем по пунктам на рис. 1.
Кратчайшее расстояние от Хлебозавода №1 (пункт 3) до Магазина №2 (пункт 8):
;
Кратчайшее расстояние от Хлебозавода №2 (пункт 4) до Магазина №1 (пункт 5):
;
Кратчайшее расстояние от Мясомолочного комбината №1 (пункт 1) до Предприятия питания (пункт 1):
;
Кратчайшее расстояние от Мясомолочного комбината №2 (пункт 2) до Магазина №2 (пункт 8):
;
Расстояния перевозок прочих грузов, км Таблица №5
Пункты отправления |
Пункты назначения |
||
Магазин №1 |
Магазин №2 |
Предприятие питания |
|
Хлебозавод №1 |
- |
99 |
- |
Хлебозавод №2 |
64 |
- |
- |
Мясомолочный комбинат №1 |
- |
- |
19 |
Мясомолочный комбинат №2 |
- |
40 |
- |
Общий грузооборот равен
где - объем i-ой перевозки груза, т. - расстояние i-ой перевозки груза, км.
.
Средний грузооборот равен
, где
- среднее расстояние перевозки 1 т груза.
2. Оптимизация грузопотоков
На данном этапе нам необходимо найти такой план закрепления потребителей (табл. №2) за поставщиками (табл. №1), чтобы общие затраты по перевозкам груза были минимальными.
Определив по схеме кратчайшие расстояния от поставщиков к потребителям, при тарифном плане , сведем полученные данные в матрицу перевозок, показывающую стоимость перевозки одной тонны груза между пунктами.
Кратчайшие расстояния:
1. От Хлебозавода №1 до ТЦ №1 – 71 км:
2. От Хлебозавода №1 до ТЦ №2 – 99 км:
3. От Хлебозавода №1 до Магазина №1 – 66 км:
4. От Хлебозавода №1 до Магазина №2 – 99 км:
5. От Хлебозавода №2 до ТЦ №1 – 80 км:
6. От Хлебозавода №2 до ТЦ №2 – 31 км:
7. От Хлебозавода №2 до Магазина №1 – 64 км:
8. От Хлебозавода №2 до Магазина №2 – 55 км:
Матрица перевозок, р/т
Таблица №6
Поставщики |
Потребители |
Запасы, т |
|||
ТЦ №1 |
ТЦ №2 |
Магазин №1 |
Магазин №2 |
||
Хлебозавод №1 |
710 |
990 |
660 |
990 |
11400 |
Хлебозавод №2 |
800 |
310 |
640 |
550 |
16200 |
Потребности, т |
6350 |
4700 |
7100 |
9450 |
27600 |
Сумма запасов у поставщиков равна сумме потребностей. Такая модель транспортной задачи является закрытой и введение фиктивных участников перевозок не требуется.
Составим первоначальный план поставок.
Первоначальный план поставок
Таблица №7
Поставщики |
Потребители |
Запасы, т |
|||||||
ТЦ №1 |
км |
ТЦ №2 |
км |
Магазин №1 |
км |
Магазин №2 |
км |
||
Хлебозавод №1 |
6350 |
71 |
- |
99 |
5050 |
66 |
- |
99 |
11400 |
Хлебозавод №2 |
- |
80 |
4700 |
31 |
2050 |
64 |
9450 |
55 |
16200 |
Потребности, т |
6350 |
4700 |
7100 |
9450 |
27600 |
План является опорным, в случае, если выполняется условие числу заполненных ячеек, где m – количество поставщиков (строк), n – количество потребителей (столбцов).
. И пять ячеек заполнено в первоначальном плане. Таким образом, план является невырожденным.
Определим полную стоимость перевозок, при тарифе равном
Присваиваем поставщикам потенциалы , потребителям - , - тарифы, при этом .
Таблица №8
Поставщики |
Потребители |
Запасы, т |
|||||||
ТЦ №1, |
км |
ТЦ №2, |
км |
Магазин №1, |
км |
Магазин №2, |
км |
||
Хлебозавод №1, |
6350 |
71 |
- |
99 |
5050 |
66 |
- |
99 |
11400 |
Хлебозавод №2, |
- |
80 |
4700 |
31 |
2050 |
64 |
9450 |
55 |
16200 |
Потребности, т |
6350 |
4700 |
7100 |
9450 |
27600 |
Пусть потенциал
Тогда
Полученные результаты занесем в таблицу.
Проверяем план на оптимальность, для этого для всех пустых клеток должно выполняться условие .
Таблица №9
Поставщики |
Потребители |
|||||||
- |
71 |
33 |
99 |
- |
66 |
57 |
99 |
|
69 |
80 |
- |
31 |
- |
64 |
- |
55 |
Для всех пустых клеток условие выполняется, следовательно, полученный план оптимален.
Ответ: Оптимальный план перевозок.
Расходы по его осуществлению минимальны и составляют
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.