удаления загрязненного масла и для промывки редуктора в нижней части корпуса делают отверстие под пробку с цилиндрической резьбой. Под цилиндрическую пробку ставят уплотняющую прокладку из кожи, маслостойкой резины.
Для смазывания подшипников применяем пластичные смазочные материалы. Наименование и марка смазки: ЦИАТИМ-202 ГОСТ 11110-75.
Для обеспечения смазки быстроходной ступени установим смазочное зубчатое колесо из пластмассы.
Для предохранения деталей передач от разрушений при возникновении случайных перегрузок применим МУВП – муфту упругую втулочно-пальцевую 31,5–16–I.1–28–I.1 ГОСТ 21424-75 [4, с.189] (Номинальный крутящий момент 31,5 Нм, одна из полумуфт диаметром d = 16 мм, тип I, исполнение 1, другая d = 28 мм, тип I, исполнение 2).
Стальные пальцы рассчитываем на изгиб как консольные балки:
, где К = 1,5 – запас прочности, Т4=22,242 – момент на 1–ом валу, b = 55мм длина плеча пальца, zп = 10 – число пальцев, dп=24мм – диаметр пальца, Dп = 250мм – диаметр положения пальцев
Резину рассчитаем на смятие:
Получили, что принятая муфта полностью удовлетворяет передачи крутящего момента.
Рис. Геометрические параметры муфты.
10. Проверка прочности шпоночных соединений
Шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78.
Материал шпонок – сталь 45 улучшенная.
Напряжение смятия и условие прочности: , где
Т – момент на валу;
d – диаметр вала в месте установки шпонки;
l – длина шпонки;
h – высота шпонки;
b – ширина шпонки;
t1 – глубина шпоночного паза
Допускаемое напряжение смятия: , где
- предел текучести материала;
- допускаемый коэффициент запаса прочности;
.
Проверка шпонки на срез: , где
, где
n = 1,5 - коэффициент запаса прочности;
k = 1,5 - коэффициент концентрации напряжения;
τ-1= 0,43·σB = 335,4 МПа – предел выносливости, где σB=780 МПа – предел прочности для стали 45.
Быстроходный вал
Примем на выходной конец вала шпонку 6´6´20 по ГОСТ 23360 – 78.
Рис. Геометрия шпоночного соединения.
Проверим шпонку на смятие:
, где Т = 42,277 Нм – момент на валу, h = 6 мм – высота шпонки, lp = l-b= 20-6=14 мм – рабочая длина шпонки, d = 20 мм – диаметр вала. МПа
Проверим шпонку на срез:
, где Т = 42,277 Нм – момент на валу, b = 6 мм – ширина шпонки, lp = l-b= 20-6=14 мм – рабочая длина шпонки, d = 20 мм – диаметр вала.
МПа
В результате расчета получили, что выбранная шпонка полностью удовлетворяет условию прочности шпоночного соединения.
Шпонка под шестерней
Примем шпонку 8´7´25 по ГОСТ 23360 – 78.
Проверим шпонку на смятие:
, где Т = 42,277 Нм – момент на валу, h = 7 мм – высота шпонки, lp = l-b= 25-6=19 мм – рабочая длина шпонки, d = 30 мм – диаметр вала.
МПа
Проверим шпонку на срез:
, где Т = 42,277 Нм – момент на валу, b = 8 мм – ширина шпонки, lp = l-b= 25-6=19 мм – рабочая длина шпонки, d = 30 мм – диаметр вала,
МПа
В результате расчета получили, что выбранная шпонка полностью удовлетворяет условию прочности шпоночного соединения.
Промежуточный вал
Примем шпонку 8´7´36 по ГОСТ 23360 – 78.
Проверим шпонку на смятие:
, где Т = 127,885 Нм – момент на валу, h = 7 мм – высота шпонки, lp = l-b= 36-8=28 мм – рабочая длина шпонки, d = 25 мм – диаметр вала.
МПа
Проверим шпонку на срез:
, где Т = 127,885 Нм – момент на валу, b = 8 мм – ширина шпонки, lp = l-b= 36-8=28 мм – рабочая длина шпонки, d = 25 мм – диаметр вала.
МПа
В результате расчета получили, что выбранная шпонка полностью удовлетворяет условию прочности шпоночного соединения.
Тихоходный вал
Примем на выходной конец шпонку 8´7´40 по ГОСТ 23360 – 78.
Проверим шпонку на смятие:
, где Т = 150,4395 Нм – момент на валу, h = 7 мм – высота шпонки, lp = l-b= 40-8=32 мм – рабочая длина шпонки, d = 24 мм – диаметр вала.
МПа
Проверим шпонку на срез:
, . где Т = 150,4395 Нм – момент на валу, b = 8 мм – высота шпонки, lp = l-b= 40-8=32 мм – рабочая длина шпонки, d = 24 мм – диаметр вала.
МПа
В результате расчета получили, что выбранная шпонка полностью удовлетворяет условию прочности шпоночного соединения.
Шпонка под колесо
Примем шпонку 8´7´40 по ГОСТ 23360 – 78.
Проверим шпонку на смятие:
, где Т = 150,4395 Нм – момент на валу, h = 7 мм – высота шпонки, lp = l-b= 40-8=32 мм – рабочая длина шпонки, d = 35 мм – диаметр вала.
МПа
Проверим шпонку на срез:
, . где Т = 150,4395 Нм – момент на валу, b = 8 мм – высота шпонки, lp = l-b= 40-8=32 мм – рабочая длина шпонки, d = 35 мм – диаметр вала.
МПа
В результате расчета получили, что выбранная шпонка полностью удовлетворяет условию прочности шпоночного соединения.
11. Расчет посадки с натягом.
Подобрать посадку, обеспечивающую соединение цилиндрической шестерни с входным валом.
Рис. Расчетная схема соединения с натягом
Расчет минимального натяга
Определим удельное давление на сопрягаемых поверхностях при действии крутящего момента:
где k = 2 – коэффициент надежности соединения
M = Нм – действующий крутящий момент;
d = 25 мм – диаметр вала
l = 40 мм – ширина колеса (длина соединения)
f = 0,1 – коэффициент трения при сборке с нагревом охватывающей детали или с охлаждением охватываемой;
.
Наименьший натяг в соединении определяют по формуле:
,
где Е1 и Е2 – модули упругости материала, вала и колеса (для стали Е = 2,1×105 Мпа); С1 и С2 – коэффициенты, определяемые как
,
где m1 и m2 – коэффициенты Пуассона для материала вала и колеса (для стали m = 0,3)
d = 25 мм – номинальный диаметр соединения;
d1 = 0 мм – внутренний диаметр (сплошной вал);
d2 = 40 мм – наружный диаметр (диаметр охватывающей детали);
Расчетный натяг для выбора посадки определяют по формуле:
Nрасч = Nmin + 1,2(Rz1 + Rz2),
где Rz1 и Rz2 шероховатости поверхности вала и отверстия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.