Параметры рабочего тела в конце сжатия рассчитываются по зависимостям, взятым из курса технической термодинамики:
(2.20)
(2.21)
Ориентировочные значения параметров конца процесса сжатия:
= 1,4…2,6 МПа; = 650…850 К. Следовательно, и найдены верно.
2.4. Расчет процесса сгорания
Цель расчета процесса сгорания заключается в определении максимального давления и температуры в процессе сгорания с использованием уравнения первого закона термодинамики.
2.4.1. Определение теплоты сгорания рабочей смеси
Теплота сгорания рабочей смеси Нсм определяет количество энергии, выделяющейся при сгорании 1 кг рабочей смеси.
Определим потери теплоты вследствие неполноты сгорания в расчете на 1 кг топлива (т.к. α<1):
(2.22)
Тогда теплота сгорания рабочей смеси будет равна
(2.23)
2.4.2. Определение температуры конца процесса видимого сгорания графическим методом
С целью упрощения расчетов кривая изменения давления в процессе подвода теплоты заменяется изохорой, т.е. рассматривается цикл с подводом теплоты при V=const. Тогда после преобразования уравнения 1-го закона термодинамики получим
, (2.24)
где ― соответственно внутренняя энергия 1 кмоль воздуха и 1 кмоль продуктов сгорания при температуре процесса конца сжатия Т = и внутренняя энергия 1 кмоль продуктов сгорания при температуре процесса конца сгорания Т = ,, МДж/кг.
Действительный коэффициент молярного изменения рабочей смеси найдем как
.
Коэффициент использования теплоты на участке видимого сгорания принимаем равным = 0,8.
Значение внутренней энергии газов определяется с учетом объемных долей их компонентов и их внутренней энергии
(2.25)
где ri – объемные доли продуктов сгорания.
Левую часть уравнения (2.24) обозначим , тогда.
(2.26)
По справочным данным и формуле (2.24) на ПК проводим в табличной форме расчет значений и (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Внутренняя энергия отработавших газов
Температура, ˚С |
||
100 |
2,1951 |
60,8542 |
200 |
4,5582 |
62,9152 |
300 |
6,9543 |
64,9682 |
400 |
9,4344 |
67,0771 |
500 |
12,0063 |
69,2548 |
600 |
14,6635 |
71,4956 |
700 |
17,4081 |
73,7979 |
800 |
20,2246 |
76,1555 |
900 |
23,1107 |
78,5612 |
1000 |
26,0555 |
81,6252 |
1100 |
29,0575 |
83,4857 |
1200 |
32,1076 |
86,0049 |
1300 |
35,2013 |
88,5521 |
1400 |
38,3356 |
91,1272 |
1500 |
41,5090 |
93,7266 |
1600 |
44,6599 |
96,3399 |
1700 |
47,9311 |
98,9631 |
1800 |
51,1878 |
101,6265 |
1900 |
54,4564 |
104,2904 |
2000 |
57,6131 |
106,9857 |
2100 |
61,0588 |
109,6963 |
2200 |
64,3985 |
112,4013 |
2300 |
67,6222 |
115,1002 |
2400 |
71,0982 |
117,8497 |
2500 |
74,4349 |
120,5918 |
На основании данной таблицы строим на ПК графики зависимости энергии отработавших газов от температуры (рисунок 2.1).
Диапазон допускаемых температур =100…756˚С. Из данного рисунка видно, что зависимости имеют характер, близкий к линейному. Проведем через две точки каждого графика прямые до пересечения с осью ординат, а также вычислим тангенсы углов наклона прямых к оси абсцисс и запишем уравнения прямых, приближенно повторяющих построенные кривые в пределах допускаемого диапазона .
Рис. 2.1.
2.4.3. Определение температуры конца процесса видимого сгорания аналитическим методом
Рассчитывать величину будем по следующим формулам:
(2.29)
(2.30)
. (2.31)
2.4.4. Определение давления конца процесса видимого сгорания
Для определения теоретического максимального давления сгорания находим степень повышения давления:
(2.32)
Отсюда имеем:
. (2.33)
Сравним полученные значения параметров процесса сгорания ориентировочными с помощью таблицы 2.2.
Таблица 2.2 Результаты расчета параметров процесса сгорания
Параметр |
Рекомендуемое значение |
Расчетное значение |
λ |
3,2…4,2 |
3,462 |
, МПа |
4,5…8,0 |
6,515 |
, К |
2500…2850 |
2710,348 |
Таким образом все параметры удовлетворяют рекомендуемым границам.
Действительное значение максимального давления , необходимое для выполнения динамических и прочностных расчетов, определяем с учетом увеличения объема над поршнем к моменту достижения максимального давления:
. (2.34)
2.5. Расчет процесса расширения
При расчете процесса расширения для ДсИЗ считается, что он протекает в течение всего хода поршня от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ) и условно считается политропным с постоянным показателем политропы n2.
2.5.1. Выбор показателя политропы расширения n2.
Средние значения показателя политропы расширения n2 получены из анализа экспериментальных индикаторных диаграмм и могут быть определены из соотношения
. (2.35)
2.5.2. Параметры рабочего тела в конце процесса расширения
Параметры рабочего тела в конце процесса расширения рассчитываются по зависимостям, взятым из курса технической термодинамики:
, (2.36)
. (2.37)
Рассчитанные значения параметров конца процесса расширения находятся в предложенных пределах = 0,35…0,50 МПа, = 1200…1500 К.
2.5.3. Проверка правильности выбора параметров остаточных газов
Правильность выбора величины давления остаточных газов Pr и температуры остаточных газов Тr проверяется по формуле:
. (2.38)
При начале расчета было принято значение =900 К. Следовательно, погрешность составляет
, данное значение входит в диапазон допустимых отклонений 3-4 %.
2.6. Определение индикаторных показателей двигателя
2.6.1. Расчетное и действительное среднее индикаторное давление
Определение расчетным путем давлений в характерных точках цикла позволяет построить расчетную индикаторную диаграмму за 2 хода поршня (сжатие и расширение). Такая диаграмма состоит из условных политропных процессов сжатия и расширения и изохорных процессов подвода и отвода теплоты.
Расчетное среднее индикаторное давление находим следующим образом:
(2.39)
Действительная индикаторная диаграмма не имеет четких границ, определяющих переход от одного процесса к другому. Ее отличие от расчетной определяется конечной скоростью подвода теплоты, что приводит к округлению индикаторной диаграммы вблизи ВМТ, а также углом предварения открытия выпускного клапана, что уменьшает работу расширения.
Соответствующее уменьшение действительного среднего индикаторного давления по сравнению с расчетным учитывается коэффициентом полноты индикаторной диаграммы :
(2.40)
Примем = 0,95. Тогда , что соответствует предполагаемым значениям МПа.
2.6.2. Индикаторный КПД и удельный индикаторный расход топлива
Для определения индикаторного КПД используется уравнение связи между действительным средним индикаторным давлением и основными параметрами рабочего процесса (на основе уравнения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.