4) растачивание внутренних поверхностей до номинального размера.
8. Конструирование и расчет дополнительных ремонтных деталей
Так как верхнее кольцо воспринимает осевые нагрузки от прижатия гильзы головкой блока цилиндров и со стороны поршня, то в отверстии под ДРД для повышения надежности соединения оставляем упорный бурт. Ширина верхнего посадочного пояска гильзы 10 мм, высоту кольца принимаем равной 20 мм, тогда условия контакта гильзы и блока не будут нарушены. Наружный диаметр кольца – 145 мм, диаметр бурта – 135 мм, что обеспечит монтаж нижнего кольца. Нижнее посадочное место не нагружено осевыми силами и по его поверхности осуществляется уплотнение, поэтому высота нижнего кольца равна ширине посадочного пояска гильзы и толщине стенки блока. Наружный диаметр кольца равен 134 мм. Конструкция ДРД представлена на рис. 4 и 5.
Установку колец в расточенные отверстия производим, предварительно охлаждая их в жидком азоте до температуры и получая зазор в сопряжении за счет температурных деформаций. Это позволяет не применять прессовое оборудование, не подвергать блок цилиндров механическим нагрузкам, упростить процесс монтажа и повысить точность и качество соединения, исключая шабровку поверхностей и увеличивая коэффициента трения.
Определяем наибольший допустимый натяг по условиям прочности колец и блока цилиндров, при этом с целью ограничения деформаций считаем блок кольцом с наружным диаметром (рис. 3). Наибольшие напряжения имеют место на внутренних поверхностях деталей, для блока – напряжения растяжения, для колец – сжатия.
Механические характеристики чугуна СЧ 30: предел прочности при сжатии , предел прочности при растяжении , модуль упругости , коэффициент Пуассона .
С учетом условий работы соединения и приближенности расчета принимаем коэффициент запаса прочности . Тогда допускаемые напряжения будут равны , .
Исходя из прочности блока давление в посадке ограничено величиной , исходя из прочности колец - .
Расчет давления в посадке верхнего кольца.
, .
В качестве расчетного берем меньшее из давлений, .
Расчет давления в посадке нижнего кольца.
, .
В качестве расчетного берем меньшее из давлений, .
Наибольший допустимый натяг рассчитываем по формуле , где , .
Для верхнего кольца:
;
;
.
Для нижнего кольца:
;
;
.
Так как сборка производится при охлаждении колец, то поправку на сглаживание шероховатости поверхности принимаем равной 0.
Подбираем по ГОСТ 25347-82 посадку в системе отверстия Н7 так, чтобы наибольший натяг не превышал полученные значения. Для верхнего кольца подбираем посадку H7/t6, , , , , для нижнего – посадку H7/u8, , , , .
Проверяем прочность соединения для верхней ДРД.
Минимальный натяг равен , минимальное давление , сила трения в соединении .
Максимальный натяг равен , максимальное давление , сила трения в соединении .
Проверяем прочность соединения для нижней ДРД.
Минимальный натяг равен , минимальное давление , сила трения в соединении .
Максимальный натяг равен , максимальное давление , сила трения в соединении .
Найдем зазор в сопряжении кольцо – посадочное отверстие при охлаждении жидким азотом. Температуру блока принимаем , температурный коэффициент линейного расширения .
Для верхней ДРД зазор составит , для нижней - .
Минимальный зазор, обеспечивающий свободную сборку, равен наименьшему зазору в посадке H7/g6 для данного диаметра, .
9. Расчет параметров механической обработки
Механическая обработка производится на вертикальном отделочно-расточном станке, например, моделей 2Е78П или 2733П.
Для растачивания применяются державочные резцы для прямого крепления, имеющие пластины из твердого сплава (ГОСТ 9795).
Таблица 1. Технические характеристики станков
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.