К вопросу моделирования при расследовании несчастных случаев

Страницы работы

Содержание работы

-         К ВОПРОСУ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Совершенствование расследования и учета несчастных случаев на производстве в значительной степени зависит от широкого использования практическими и научными работниками богатейшего арсенала методов и средств исследования, применяемых в различных отраслях науки и техники. В специальных исследованиях производственного травматизма  получили значительное распространение физико-химические, антропометрические, социологические и математические методы.

В литературе по охране труда стали чаще обсуждать вопросы использования метода моделирования, применяемого во многих других науках. Известны самые различные классификации моделей. Однако, по нашему мнению, наиболее приемлемой классификацией для решения задач расследования и учета несчастных случаев на производстве следует признать классификацию, приведенную в работах [1, 2]. Авторы в целом предлагают разделить модели на два основных класса:

– материальные  – пространственноподобные (геометрические), физически или математически подобные;

– идеальные (мысленные) – образные, смешанные (образно-знаковые) и знаковые (символические).

При расследовании и учете несчастных случаев на производстве можно использовать почти все виды моделей, входящих в эту классификацию. Например, из материальных моделей наиболее перспективными являются пространственноподобные (геометрические), в которых могут быть отражены различные травмирующие факторы. Они могут быть выполнены в виде муляжей (макетов), воспроизводящих наиболее травмоопасные узлы оборудования, конкретные детали обстановки места происшествия  в цехе или на территории  предприятия. Пространственноподобные модели позволяют специалистам самым подробным образом воспроизвести обстановку при аварии, а также проверить на макете различные версии происшествия. Эксперты пользуются этими моделями в ходе проведения необходимых исследований и экспериментов. При этом они восстанавливают не только обстановку происшествия с особенностями расположения в момент несчастного случая транспортных средств, производственного оборудования, рабочих (третьих лиц), но и отдельные разбитые, разрушенные , сгоревшие, уничтоженные, а также измененные иным путем предметы и строения, имеющие отношения к расследуемому происшествию.

Согласно приведенной классификации, физически подобные модели должны иметь динамическое, механическое, кинематическое или иное соответствие оригиналу. Физически подобные модели могут найти особенно широкое применение при экспертных исследованиях.

Математически подобные модели разрабатываются в основном специалистами при учете несчастных случаев на производстве. Они воспроизводят различные закономерности формирования производственного травматизма в виде математических формул и уравнений. Математически подобные модели могут быть использованы в ходе расследования несчастных случаев, в частности при исследовании тормозного пути транспортного средства, наехавшего на человека.

Наиболее широкое применение при расследовании несчастных случаев на производстве находят идеальные (мысленные) модели: образные и смешанные.

Известно, что образные модели включают модели гипотетические, модели-аналоги и другие модели, которые отражают идеальное представление участников несчастного случая о механизме его происшествия, основных причинах и т. д. По существу, вся работа технического инспектора труда при специальном расследовании несчастного случая (группового, с тяжелым или со смертельным исходом), связанная с его планированием, выдвижением и его проверкой основных и сопутствующих причин происшествия, а также получением, проверкой и оценкой различного рода сведений, состоит в непрерывном построении образных моделей и оперирования ими.

При составлении соответствующих заключений, оформлении результатов лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов наиболее часто встречаются смешанные (образно-знаковые) модели. Они представляют собой схемы места происшествия несчастного случая, чертежи производственного оборудования, средств коллективной защиты, инструмента и т. д.

К сожалению, далеко не все технические инспектора труда при специальном расследовании несчастного случая составляют планы, схемы, чертежи, дополнительное его описание. Один текст не может полностью передать все особенности действий рабочих в момент происшествия, отразить мелкие деталь обстоятельств, приведших к несчастному случаю. Это положение особенно характерно при расследовании произошедших на территории предприятия наездов транспортных средств на человека. Отдельные недостатки расследования этой категории несчастных случаев и основные пути их преодоления рассмотрены более подробно в работах [3, 4].

Похожие материалы

Информация о работе