В народном хозяйстве, в промышленности, на транспорте и в других сферах человеческой деятельности системы управления можно разбить на два крупных класса. К первому классу отнесем управление техническими устройствами, машинами, энергетическими установками, технологическими процессами, транспортными единицами (корабли, самолеты); ко второму — управление предприятиями, отраслями, народным хозяйством в целом. Для обоих классов схема (на 2-й стр, обложки) остается справедливой, справедливым остается деление решения на два акта. Однако в простейших случаях, когда цели управления довольно просты, системы управления первого класса можно сделать полностью автоматическими (самолет или ракета, управляемые автопилотом, различные регуляторы поддержания параметров технологических процессов). В автоматических системах человек выведен из контура управления — его функции по управлению выполняют регуляторы или ЭВМ. В более сложных случаях системы первого класса становятся автоматизированными, когда человек, находясь вместе с ЭВМ в контуре управления, использует ЭВМ для усиления своих возможностей управлять или принимать решения. О значении ЭВМ для этих целей говорилось выше.
Системы второго класса могут быть только автоматизированными системами управления (АСУ), и чем выше ранг системы, тем более высокий эффект происходит от применения ЭВМ в каждом из актов принятия решений (о причинах этого — немного позже). Два акта принятия решений определяют два потока задач, решаемых ЭВМ АСУ. Обеспечение первого акта требует потока информационно-логических задач, решаемых с помощью ЭВМ. В результате этого руководство получает информацию о ходе операции, о выполнении планов, о наличии ресурсов в необходимых для него разрезах. Поток этой информации далее используется для второго потока задач — задач расчетно-логических или задач исследования операций, обеспечивающих оптимизацию принимаемых решений. Для решения обоих потоков задач в память ЭВМ при вводе в строй организационных АСУ вводится вся информация о системе. По мере течения операции происходит постоянное обновление информации в памяти ЭВМ, благодаря чему у принимающего решения обеспечивается полное представление о ходе операции. В целом АСУ — это человеко-машинные комплексы с огромными возможностями повышения эффективности управления.
Необходимо указать на еще одну крайне важную область применения АСУ как человеко-машинных комплексов — это область проектирования и разработки новой техники. Здесь, кроме резкого ускорения проектных и конструкторских работ (мы приближаемся к эпохе полного исчезновения чертежного хозяйства), осуществляется процесс автоматизации умственного труда, так что интеллект и творческие возможности человеко-машинных комплексов будут намного выше, чем у людей без помощи машин.
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНЫХ СУЖДЕНИЙ НА КАЧЕСТВО РЕШЕНИЙ
Однако, как читатель уже понял, некоторая часть решений и некоторые группы решений целиком остаются за человеком: их нельзя переложить на машину. При принятии решений мы встречаемся с тремя группами факторов, которые необходимо учитывать, К ним относятся, во-первых, ресурсы, о которых говорилось выше, во-вторых, физические, технические факторы (законы природы, свойства оборудования и вооружения). И, наконец, в-третьих, огромное значение имеют морально-политические и социально-психологические факторы. Человеку свойственны сострадание, любовь, ненависть, страх, у него имеются личные привязанности, вкусы. Ему не безразличен его престиж и мнение различных лиц, в том числе и начальства, о его действиях. У него может быть различное самочувствие, настроение. Он может быть новатором с сильным чувством нового или, напротив, консерватором и бояться перемен.
Все эти личностные факторы могут оказывать и хорошее и дурное влияние на качество принимаемых решений, вне зависимости от того, используются ЭВМ при принятии решений или нет. Правда, отрицательное влияние личностных факторов на принимаемые решения при применении ЭВМ значительно слабее в связи с резким повышением информированности у принимающего решения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.