Организация местных вагонопотоков (Глава 22 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 3

Групповые поезда третьей категории целесообразно формировать на пересекающихся и сходящихся направлениях (рис. 22.4). При этом переработка транзитных вагонов на узловых станциях заменяется перецепкой организованных групп вагонов определенной массы, прибывающих по согласованным расписаниям с разных направлений.

Методика расчета плана формирования групповых поездов заключается в оценке всех возможных вариантов одногруппного и группового формирования и выбора из их числа оптимального. Число вариантов плана формирования зависит от числа станций перецепки групп, расположенных на рассматриваемом полигоне. Так, при наличии на полигоне одной станции перецепки возможны три варианта плана, при двух-35 вариантов. Для направления с тремя станциями возможны следующие варианты плана формирования:

на начальной станции одногруппных поездов двух назначений отдельно на вторую и третью станции;

на начальной станции только участковых поездов;

на начальной станции двухгруппных поездов с обменом групп на второй станции.

Оптимальный вариант находят по минимуму затрат вагоно-часов на накопление и маневровую работу, а также маневровых и поездных локомотиво-часов. Эти показатели определяют по формулам, приведенным в табл. 22.1. Варианты можно оценивать как в денежном выражении, так и в приведенных вагоно-часах. В последнем случае маневровые и поездные локомотиво-часы умножают на отношение стоимости локомотиво-часа к вагоно-часу. В табл. 22.1 использованы следующие условные обозначения:

tфг- дополнительный простой вагонов и продолжительность маневров по формированию группового поезда, ч; tог -время работы локомотива по обмену групп в составе группового поезда, ч; tтеход ,tтехгр -технологическое время стоянки под обработкой на станции соответственно одногруппного и группового поезда, ч;∆tожот -ожидание расписания отправления группового поезда, ч; tтехпер ,tтехскв   -технологическое время нахождения на станции локомотивов соответственно с отцепкой от состава (перерабатываемые поезда) и без отцепки (сквозные поезда) без учета ожидания отправления, ч; ∆tожлот - ожидание локомотивом расписания отправления группового поезда, ч.

Для электрической тяги средние нормативы tтехпер при следовании локомотива после перецепки в том же направлении для станций с последовательным расположением парков со сменой бригад – 45 мин, без смены – 30 мин. При следовании электрической тягой после перецепки в противоположном направлении время tтехпер увеличивается на 10 мин, при тепловозной тяге –  на 15 мин.

22.3. Организация порожних вагонопотоков

По месту организации порожних вагонопотоков различают поезда: со станций выгрузки, обработки вагонов (ремонта, промывки, подготовки под погрузку); с участка или узла - ступенчатые маршруты; с сортировочных и участковых станций. По условиям обращения различают кольцевые маршруты, составы которых постоянно обращаются между станциями погрузки и выгрузки; маршруты, следующие в соответствии с регулировочным заданием.

В зависимости от условий подборки по роду порожних вагонов поезда делят на одногруппные – из вагонов одного рода (полувагонов, цистерн и т.п.); групповые – из вагонов нескольких родов, подобранных в отдельные группы; смешанные – из вагонов разного рода без подборки их в отдельные группы; комбинированные - из груженых и порожних вагонов (эти поезда могут быть групповыми и смешанными).

Расчетные нормативы, по которым устанавливается целесообразность выделения маршрутов из порожних вагонов, имеют некоторые отличия от аналогичных нормативов для груженого вагонопотока.