Организация местных вагонопотоков (Глава 22 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 2

Целесообразность введения сборных поездов с работой на опорных станциях при необходимости выделения дополнительных маневровых локомотивов должна проверяться технико-экономическими расчетами. На маневровый локомотив опорной станции может быть возложено обслуживание не более трех-четырех промежуточных станций (рис. 22.2).

22.2. Выделение групповых поездов

В районах местной работы большую сферу применения имеют групповые поезда, в которых в одном составе объединяют струи ближних и дальних вагонопотоков. При этом организуют подборку вагонов одной или нескольких струй вагонопотоков в отдельные группы. По сравнению с вариантом выделения каждой струи вагонопотока в самостоятельное назначение затраты на простой вагонов под накоплением у групповых поездов снижаются. При выделении специального сортировочного пути для накопления групп затраты на формирование поездов увеличиваются незначительно. На станции назначения отцепка прибывшей и прицепка новой группы требует небольших затрат. В результате организация групповых поездов позволяет, сокращая затраты вагоно-часов на накопление составов, добиваться большего числа специализированных назначений плана формирования и получать большую экономию от проследования поездов через сортировочные станции без переработки или с частичной переработкой (понимая под частичной переработкой выполнение операций по отцепке, прицепке или перецепке групп).

Особая сфера применения групповых поездов - их использование при переломе массы или длины поездов, когда ядро состава дополняют до полной массы вагонами, подобранными в отдельную группу. Такая группа может следовать в переработку на следующую станцию перелома массы.

Известны случаи, когда из групп отцепки на станции уменьшения массы поезда образуют новые составы, следующие в том же направлении. В таких случаях на станции формирования документы на состав оформляют сразу на две группы на ядро состава, следующее через станцию перелома массы, и на группу отцепки. Это ускоряет пропуск группового поезда через станцию перелома массы.

Различают три категории групповых поездов:

без постоянной массы группы и без постоянного расписания (рис. 22.3, а, б);

с постоянной массой групп, но без постоянного расписания (рис. 22.3, в);

с постоянной массой групп и с постоянным расписанием (рис. 22.3).

Групповые поезда первой категории назначают в обращение при равенстве или возрастании густоты вагонопотока в пути следования. Формирование таких поездов начинается после накопления вагонов на состав независимо от соотношения числа и массы вагонов каждой группы. Отправление их осуществляется по ближайшим ниткам графика. На станции перецепки групп при наличии вагонов могут формироваться не только группы пополнения, но и целые составы.

Групповые поезда второй категории назначают в обращение при убывании густоты вагонопотока в пути следования, а также на направлении с изменением составов (по массе или длине) в сторону уменьшения.

Рис. 22.3. Категории групповых поездов

Таблица 22.1. Оценка вариантов формирования поездов

Продолжение таблицы 22.1.

 

Рис. 22.4.   Групповые  поезда  на  пересекающихся или сходящихся направлениях

При этом на станции формирования в группы ближнего назначения ставят не все имеющиеся вагоны, а только часть их. Эта часть должна соответствовать наименьшей густоте вагонопотока, из которого формируются прицепные группы. Из остальных вагонов N0-Nn формируются одногруппные поезда ближнего назначения. На станциях перецепки групп весь вагонопоток используется для пополнения групповых поездов.