составляющие: экономический критерий, определяемый на основе анализа стоимостных показателей вариантов доставки грузов, и качественный критерий, определяемый на основе метода экспертных оценок, характеризующий качество обслуживания транспортно-технологи-ческой системы.
, (8.1)
где – значение экономического критерия;
– значение качественного критерия, определенное на основе метода экспертных оценок, характеризующее качество;
– коэффициент весомости, определяемый экспертным способом для двух критериев – и . [4]
8.1.1 Оценка вариантов на основе экономического критерия
Экономический критерий характеризуется таким показателем, как суммарные транспортно-логистические издержки, которые определяют стоимость транспортной услуги. Они являются значимыми для большинства потребителей, так как напрямую определяют величину прибыли. Транспортно-логистические издержки, включающие тарифы, сборы и сопутствующие затраты, составляют для большинства предприятий основную часть себестоимости продукции. В этих условиях уменьшение величины затрат на транспортировку за счет выбора эффективных логистических схем транспортировки грузов может дать потребителям существенную экономию. В этой связи варианты доставки грузов выбираются, прежде всего, по ценовому критерию, который соответствует минимальным транспортно-логистическим издержкам.
Тарифы и сборы на транспортные логистические услуги зачастую устанавливаются на основе как затрат, связанных с выполнением транспортных операций, так и на базе тарифной политики, проводимой государством на рынке транспортных услуг. Затраты на выполнение операций при доставке грузов могут определяться с помощью постатейной калькуляции или прогнозирования.
Прогнозирование на основании ретроспективных данных применяется, если подобная перевозка осуществлялась ранее. При таком подходе не требуется детальный анализ составляющих стоимости перевозки. Данный метод целесообразно применять при предварительной оценке альтернативных вариантов доставки, когда их количество достаточно велико.
Метод постатейной калькуляции всех затрат гораздо сложнее, он требует знания структуры себестоимости транспортных операций. Поэтому обеспечивается высокая достоверность результатов расчета. Данный метод рекомендуется использовать в том случае, когда количество сравниваемых вариантов мало, а тарифы играют важную роль при принятии общего решения.
Существующие в настоящее время тарифные условия на контрейлерные перевозки неконкурентоспособны в сравнении с автомобильными перевозками. Суммарные транспортно-логистические издержки при осуществлении контрейлерной перевозки по маршруту Брест-Москва составляют примерно 62 $/т (из них по территории Беларуси – около 30 $/т), тогда как при осуществлении перевозки автотранспортом – около 33 $/т (по территории Беларуси – 18 $/т), что практически в 2 раза дешевле. Однако следует отметить, что суммарные тарифные ставки на контрейлерные и автомобильные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.