Прием мяча – технический прием защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперника.
Прием мяча снизу двумя руками после перемещения к месту встречи с мячом осуществляется в последнем стопорящем шаге, руки вынесены вперед вытянутыми и напряженными, кисти соединены вместе, образуя «замок». Можно соединить кисти, сжать в кулаки. Одну ногу (чаще левую) лучше ставить впереди другой, ноги согнуть в коленях, туловище несколько наклонить вперед. Руки должны быть расположены перпендикулярно траектории полета мяча. При приближении мяча первыми встречное движение начинают ноги, которые необходимо выпрямить в коленных суставах. Тело игрока за счет ранее проведенных движений чуть поднимается вверх и несколько вперед (примерно под углом в 20º). Руки включаются в работу несколько позже. Удар по мячу выполняют предплечьем (передней его третью). Ноги выпрямляют в направлении передачи.
После описания модели техники необходимо указать основные, наиболее грубые ошибки. Так, в нашем примере, такими ошибками будут являться:
1. Мяч прокатывается по рукам.
2. Останавливается.
3. Передача выполняется неточно.
Основными причинами данных ошибок являются:
1. Неправильный выход игрока к месту встречи с мячом.
2. Отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу.
3. Слишком резкое движение рук при выполнении удара по мячу.
4. Руки не вытянуты в направлении движения мяча.
Пример: Если целевая задача комплекса – совершенствование техники высокого старта и стартового ускорения, то можно использовать следующий пример оформления табличной формы конспекта.
Средства |
Дозировка |
Методические приемы обучения, воспитания, организации |
1. Выполнение команды «На старт!» |
6-8 раз |
Упражнение выполняется фронтально по пять человек |
2. Выполнение команды «Внимание!» |
6-8 раз |
Упражнение выполнять по одному, поочередно, после команды «на старт». Принимая положение – не закрепощаться. Перенести тяжесть тела максимально вперед, при этом сохраняя устойчивое положение |
3. Выполнение команды «Марш!» |
6-8 раз |
Упражнение выполнять по пять человек, команду «марш!» подавать с различными интервалами |
В Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики на протяжении ряда лет проходят исследования состояния здоровья студентов, их психосоматического статуса с помощью опросника (Медведев В.Н., Кузнецов В.П., Бляхов В.В., Алексеева С.О. 1997).
Данные опросы констатировали печальное состояние здоровья студентов:
1. Около 40% студентов употребляют алкоголь, 30% курят.
2. Выраженная утомляемость в конце учебного дня выявлена у 70% опрошенных.
3. Простудными заболеваниями более четырех раз в год страдают около 30% студентов.
По результатам опроса выявлено лишь 47% относительно здоровых лиц, 31% студентов не имеют хронических заболеваний, но предъявляют жалобы на состояние здоровья, 21% опрошенных имеют хронические заболевания.
По данным Б.Н. Евстигнеева, Н.А. Яковишина, Н.Ф. Скворцова (2002), число студентов первого курса не имеющих заболеваний (по данным медицинского осмотра) – 8,8%. Основными заболеваниями студентов являются:
1. Глазные (миопия, миопатический астигматизм).
2. Хирургические (сколиоз, плоскостопие).
3. Неврологические (вегетососудистая дистония).
4. Терапевтические (бронхиальная астма, гастрит, язвенная болезнь, гипертония, пиелонефрит, хронический бронхит).
Если в качестве темы конспекта выбрано именно это направление, то на первой странице необходимо дать достаточно исчерпывающее определение заболевания, состояния, которое в дальнейшем с помощью физических упражнений предполагается корректировать.
Так, например, если тема комплекса упражнений связана с коррекцией с помощью физических упражнений гипертонической болезни, то на первой странице дается определение болезни.
Гипертоническая болезнь характеризуется повышенным артериальным давлением на протяжении длительного времени, которое обусловлено нарушением нервно-эндокринной регуляции.
Далее желательно выделить основные причины, приводящие к данному патологическому состоянию:
1. Нервно-психическое перенапряжение.
2. Травма головного мозга.
3. Психические травмы, связанные с негативными эмоциями.
Предрасполагающими к повышению давления факторами могут явиться: сахарный диабет, ожирение, неблагоприятная наследственность.
На первой странице своего конспекта студент может также указать на сезонность заболевания (при аллергии), на различные формы (при переломах), на стадии (при гипертонии, ожирении).
Далее несколько слов можно сказать о роли дополнительных средств физической культуры, таких как диета (при гастрите, язвенной болезни), душевые процедуры (при вегетососудистой дистонии), баня (при ожирении).
После этого можно указать на механизм благоприятного влияния физических упражнений при определенном заболевании. Например, после переломов такими механизмами являются ускорение рассасывания кровоизлияний и отечности, профилактика спаечного процесса, атрофии мышц, тугоподвижности за счет усиления обмена веществ, кровоснабжения при физической нагрузке. При использовании физических упражнений также осуществляется тонизирующее влияние на центральную нервную систему, трофическое действие на весь организм, формирование компенсаций.
Далее следует комплекс упражнений в табличной форме. Например, при гипертонической болезни I стадии может использоваться следующий комплекс (фрагмент):
Средства |
Дозировка |
Методические приемы обучения, воспитания |
1. Ходьба |
3 мин. |
Осуществляется на носках, с высоким подниманием коленей. Следить за ритмичностью дыхания. |
2. И.п. – стоя, в руках палка, хват за концы палки 1. Руки вперед вверх, левую ногу назад на носок 2. И.п. 3. Руки вперед вверх, правую ногу назад на носок 4. И.п. |
6-8 раз |
Сочетать со следующим ритмом дыхания: 1 – вдох 2 – выдох 3 – вдох 4 – выдох |
3. И.п. – стоя, палка сзади, хват за концы 1. Подняться на носки, прогнуться, палку отвести назад 2. И.п. |
4-6 раз |
Сочетать со следующим ритмом дыхания: 1 – вдох 2 – выдох При выполнении упражнения стараемся сохранять равновесие |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.