В столбце №3 таблицы конспекта упражнений указывается дозировка выполнения физических упражнений. Так, если это подтягивание, приседания, сгибания и разгибания рук из упора лежа, наклоны, повороты, разминочные упражнения у гимнастической стенки, упражнения на пресс, бедра, мышцы рук на коврике, то дозировка может быть указана в количестве выполнений данного упражнения (например, 10 раз, 40 раз и т.д.).
Если речь идет о применении в качестве средств решения педагогических задач ускорений, беговых, прыжковых упражнений, то в столбце «дозировка» могут использоваться следующие обозначения: помимо указаний на количество выполнений данного упражнения (5 раз) может быть указана и дистанция (15 метров). Записывается это в столбце «дозировка» следующим образом: 15 метров – в числителе дроби, 5 раз – в знаменателе.
При совершенствовании силовых способностей в столбце «дозировка» может быть указан вес отягощений, например, 10 килограмм – в числителе, 15 раз в знаменателе дроби.
Проведение спортивных, подвижных игр, эстафет можно дифференцировать по времени, указывая в столбце «дозировка» количество минут, количество очков, набранных командами.
При совершенствовании техники двигательного действия лучше всего ориентироваться на время, которое необходимо уделить на изучение определенного технического приема, либо на количество повторений.
Поскольку состав группы неоднороден, то иногда перед проведением комплекса упражнений можно провести тест на максимальное количество выполнений того или иного упражнения, входящего в комплекс. В таком случае при разработке конспекта в столбце «дозировка» для усиления индивидуализации нагрузки целесообразно планировать ее в процентах от максимальной. Например, при совершенствовании силы мышц рук в динамическом режиме в качестве средства используется сгибание–разгибание рук из упора лежа. В столбце «дозировка» можно записать 1/2 мт (максимальный тест), то есть 50% от максимума, или 70% мт (то есть 70% от максимума).
В столбце «методические приемы обучения, воспитания, образования» необходимо указывать те способы действия, с помощью которых будут решать педагогические задачи.
Методические приемы нельзя путать с методическим подходом и методами обучения.
Метод обучения – это способ управления учебной деятельностью обучаемых, направленный на решение педагогической задачи.
Так, например, при проведении комплекса упражнений по совершенствованию силы брюшного пресса в динамическом режиме может быть использован показ упражнений (как метод).
Говоря о методическом приеме, мы должны учитывать, как данный метод будет использован при показе каждого двигательного действия из комплекса упражнений. Некоторые двигательные действия удобнее показывать, находясь лицом к занимающимся, другие под углом в 45º к занимающимся, третьи – боком.
Если в качестве метода выбрано изложение, описание упражнений, то необходимо указать будет ли руководство группой осуществляться с помощью указаний, команд, описания. Различия в этих формах управления состоят в следующем:
Описание – это последовательное изложение требований к выполнению двигательных действий.
Объяснение – дополнительно помимо информации о способе выполнения включает в себя доказательство эффективности.
Реализация описания и объяснения происходит после того, как преподаватель даст команду или указание к выполнению двигательного действия.
Команда – это краткая и повелительная форма речевого воздействия, предусматривающая безусловное и точное выполнение двигательного действия или его прекращение.
Например, при проведении эстафет, подвижных, спортивных игр бывает необходимо разделиться на две команды. Для этого достаточно построить всех в шеренгу и подать команду: «На первый-второй рассчитайтесь!» После расчета с помощью указания: первая команда – построиться у зеленой линии, вторая команда – у красной – можно организовать занимающихся для выполнения эстафет, игр.
Указание, как видно, более мягкая форма управления, более емкая и информативная по содержанию. Например: «поставьте руки вверх, ноги врозь!»
Для информации о темпе двигательного действия, его ритме, продолжительности можно использовать хлопки, музыкальное сопровождение, свисток. Данные особенности поведения каждого конкретного упражнения могут быть описаны в столбце «методические приемы».
Пример: в качестве средства решения педагогической задачи используется смена положений ног прыжком из исходного положения выпад левой ногой вперед, руки на пояс. Темп прыжков 60 раз в минуту. В столбце методические приемы можно записать: Занимающиеся располагаются полукругом, темп задается с помощью хлопков преподавателя.
В ходе выполнения физических упражнений часто возникают ошибки. Для того, чтобы их исправить, ведущий прибегает к пояснениям, замечаниям, комментариям, инструктированию. Некоторые, наиболее типичные, ошибки можно предвидеть и отразить в столбце «методические приемы» соответствующие пояснения, рекомендации, указания.
Пример: В качестве средства решения педагогической задачи используется наклон вперед из исходного положения основная стойка. В столбце «методические приемы» можно записать: при наклоне касаться ладонями пола, ноги в коленях не сгибать.
При выполнении упражнений под счет можно в качестве методического приема заменять счет на хлопки, тем самым у ведущего появляется возможность не только контролировать темп движений, но и делать замечания, устранять недостатки в технике.
Большое значение при проведении упражнений приобретает расстановка занимающихся. Они могут располагаться в кругу, полукругом, по линии. Выполнять упражнения в парах, в тройках, четверках, на гимнастических ковриках, скамейках. Все эти тонкости необходимо будет также отразить в столбце «методические приемы».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.