Человеческий фактор в обеспечении безопасности движения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Т: Человеческий фактор в обеспечении безопасности движения

1. Характеристика человека как оператора технологической системы

К операторам на железнодорожном транспорте относятся: ДНЦ, ДСП, ТЧМ, диспетчерский персонал служб.

Основным свойством человека-оператора является его надёжность, котораяопределяется способностью в течении заданного интервала времени в предусмотренных условиях сохранять нормальное состояние жизнедеятельности и выдерживать технические параметры управляемой системы в установленных пределах, а также выполнять все возложенные на него функции по поддержанию заданного режима работы управляемой техники.

Академик В. Д. Небылицин считал, что надёжность человека-оператора в общем случае обусловлена тремя факторами:

• психофизиологическими данными (особенностью нервной системы, порогами чувствительности, состоянием здоровья, психофизиологическими особенностями).

• уровнем обученности и тренированности оператора;

• степенью инженерно-психологической согласованности техники с психологическими возможностями оператора;

Из этого следует, что надёжность оператора не только функция его индивидуальных качеств, но и как функция возникающих у него задач и технических условий, в которых они разрешаются.

Классически в операторской деятельности можно выделить четыре режима работы:

учебно-тренировочный режим, в котором задачи решаются обычно условно и у оператора отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда;

минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок;

оптимальный режим, наиболее типичный в операторском труде, отличается большой продолжительностью (12 ч), когда требуется широко использовать различные навыки и умение, необходим достаточно высокий уровень внимания и собранности;

экстремальный режим, возникающий при значительном усложнении задач управления, когда требуется волевая регуляция, использование резервов организма, чтобы справляться с решением возникших задач.

Основными характеристиками операторов успешно справляющихся со своими функциями в оптимальном и экстремальном режимах являются:

-  хороший уровень подготовки;

-  высокая уверенность в себе;

-  сильная нервная система.

В простых режимах работы (учебно-тренировочном и минимальном), более надёжно Действуют операторы отличающиеся:

-  нервной системой более слабого типа;

-  тревожные;

-  с худшими профессиональными качествами.

Выводне бывает таких операторов, которые по своим индивидуальным природным данным могли бы абсолютно надежно работать во всех режимах.

Человек-оператор способен ошибаться, отказывать и тем самым понижать надёжность системы "человек-машина". Однако, обученный и тренированный оператор редко нарушает работу системы. Чаще он способствует повышению её общей надёжности.

Сравнение надёжности навигационной системы с использованием различных степеней технического резервирования и человека в качестве резерва имеет вид, приведенный на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнение надёжности навигационной системы с использованием различных степеней технического резервирования и человека в качестве резерва

Таким образом, можно говорить о двух путях повышения надёжности систем "человек-машина":

• повышение надежности работы технических звеньев системы;

• совершенствование технической системы в направлении создания

Похожие материалы

Информация о работе