Т: Человеческий фактор в обеспечении безопасности движения
1. Характеристика человека как оператора технологической системы
К операторам на железнодорожном транспорте относятся: ДНЦ, ДСП, ТЧМ, диспетчерский персонал служб.
Основным свойством человека-оператора является его надёжность, котораяопределяется способностью в течении заданного интервала времени в предусмотренных условиях сохранять нормальное состояние жизнедеятельности и выдерживать технические параметры управляемой системы в установленных пределах, а также выполнять все возложенные на него функции по поддержанию заданного режима работы управляемой техники.
Академик В. Д. Небылицин считал, что надёжность человека-оператора в общем случае обусловлена тремя факторами:
• психофизиологическими данными (особенностью нервной системы, порогами чувствительности, состоянием здоровья, психофизиологическими особенностями).
• уровнем обученности и тренированности оператора;
• степенью инженерно-психологической согласованности техники с психологическими возможностями оператора;
Из этого следует, что надёжность оператора не только функция его индивидуальных качеств, но и как функция возникающих у него задач и технических условий, в которых они разрешаются.
Классически в операторской деятельности можно выделить четыре режима работы:
• учебно-тренировочный режим, в котором задачи решаются обычно условно и у оператора отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда;
• минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок;
• оптимальный режим, наиболее типичный в операторском труде, отличается большой продолжительностью (12 ч), когда требуется широко использовать различные навыки и умение, необходим достаточно высокий уровень внимания и собранности;
• экстремальный режим, возникающий при значительном усложнении задач управления, когда требуется волевая регуляция, использование резервов организма, чтобы справляться с решением возникших задач.
Основными характеристиками операторов успешно справляющихся со своими функциями в оптимальном и экстремальном режимах являются:
- хороший уровень подготовки;
- высокая уверенность в себе;
- сильная нервная система.
В простых режимах работы (учебно-тренировочном и минимальном), более надёжно Действуют операторы отличающиеся:
- нервной системой более слабого типа;
- тревожные;
- с худшими профессиональными качествами.
Вывод – не бывает таких операторов, которые по своим индивидуальным природным данным могли бы абсолютно надежно работать во всех режимах.
Человек-оператор способен ошибаться, отказывать и тем самым понижать надёжность системы "человек-машина". Однако, обученный и тренированный оператор редко нарушает работу системы. Чаще он способствует повышению её общей надёжности.
Сравнение надёжности навигационной системы с использованием различных степеней технического резервирования и человека в качестве резерва имеет вид, приведенный на рисунке 1.
Рисунок 1 – Сравнение надёжности навигационной системы с использованием различных степеней технического резервирования и человека в качестве резерва
Таким образом, можно говорить о двух путях повышения надёжности систем "человек-машина":
• повышение надежности работы технических звеньев системы;
• совершенствование технической системы в направлении создания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.