Для шин различной формы удобнее вести проверку по сравнению допустимого и расчётного механического напряжения:
доп≥расч (4.8)
Величина доп для различных материалов дана в [1, кн.1 табл. 5-9].
Момент сопротивления есть функция формы шин
W=f(n, , h, D, d), (4.9)
где n– число полос в пакете шин;
– толщина одной полосы, см;
h– ширина (высота) шины, см;
D – внешний диаметр круглых и трубчатых шин, см;
d– внутренний диаметр трубчатых шин, см;
[1, кн.1, рис. 5-6]
Rэи Xэ– эквивалентное активное и реактивное сопротивления всего шинопровода, Ом.
Потеря напряжения в распределительном шинопроводе с равномерной нагрузкой не должна быть выше 2,5%.
(4.14)
где iн – расчётный ток нагрузки на 1 погонный метр распределительного шинопровода, А/м;
l – длина распределительного шинопровода, м.
Магистральный и распределительные шинопроводы образуют единую расчётную группу, поэтому
(4.15)
Для шинопроводов, выполненных из стали, при определении потерь напряжения следует учитывать переменную величину внешнего и внутреннего индуктивного сопротивления как функцию Cosφ и отношения минимального к максимальному току нагрузки [Л.2, табл.12.12].
4.7 Выбор и проверка низковольтных и высоковольтных проводов и жил кабелей
При выборе сечений проводов и жил кабеля учитывают технические и экономические факторы. К техническим относятся:
– нагрев длительным расчётным током при номинальном напряжении;
– падение и потеря напряжения в нормальном и аварийном режимах;
– механическая прочность при воздействии факторов собственного веса, гололёда, ветра;
– коронирование;
– термическая устойчивость в режиме КЗ.
В качестве экономических факторов выделяют jэ и «З», имеющие тот же смысл, что и при выборе шин. Перспективным считают использование «З» для определения экономически целесообразного сечения [Л.1, 2 и др.].
В соответствии с техническим и экономическим факторами провода и кабели выбирают по минимально допустимым сечениям:
– по нагреву (Sн);
– по механической прочности (Sм);
– по условиям коронирования (Sк);
– по экономической целесообразности (Sэ).
И проверяют по минимально допустимым сечениям:
– по термической устойчивости в режиме КЗ (Sту);
– по потерям напряжения
При сравнении стандартных и расчётных сечений применяют следующие правила:
для Sту выбирается ближайшее меньшее стандартное сечение;
Sм – ближайшее меньшее (для кабелей) и большее (для воздушных ЛЭП);
Sк – ближайшее большее (для ЛЭП); для кабелей не выбирается;
– ближайшее большее или, если расчётное сечение очень близко к стандартному, то ближайшее меньшее;
Sн – ближайшее большее.
Окончательный выбор сечения производят после сравнения выбранного сечения по техническим условиям Sт и сечения Sэ.
Особенности выбора сечения кабельных и воздушных линий изложены в табл. 32.1…32.3 [Л.1, кн.2], типы кабелей – в табл. 33.1…33.21.
Те же таблицы и дополнительно данные об экономической плотности тока, механическом расчёте ЛЭП, коронировании приведены в [Л.4].
При выборе удобнее пользоваться монограммами, разработанными в [Л.5].
Расчётные формулы аналогичны формулам расчёта шин и шинопроводов.
Если пренебречь индуктивным сопротивлением кабеля при напряжении ниже 1000 В, то выбор кабеля по допустимой потере напряжения при условии постоянства его сечения сведётся к формуле
(4.16)
где ρ – удельное сопротивление металла, Ом∙мм2/м;
Uн – номинальное напряжение кабеля, В;
– допустимая потеря напряжения, В;
Pi – расчётная активная мощность i-того ответвления, Вт;
Li – длина кабеля до i-того ответвления (см. рис. 4.2), м.
Рисунок 4.2 – Расчётная схема
Выбор кабеля может быть произведён по минимуму расхода цветного металла при условии изменения сечения кабеля после i-того ответвления. Для достижения цели, задавшись , определяется коэффициент распределения сечения, пропорциональный нагрузкам ответвлений, по формуле
(4.17)
Сечение кабеля на отдельных участках определяется по формуле
(4.18)
Затем по расчётным Si принимаются стандартные сечения и определяется объём цветного металла выбранного кабеля с переменным сечением
(4.19)
Экономия металла Эм рассчитывается по формуле
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.