– ударный ток КЗ расчётный, кА;
a, l – расстояние и длина между токоведущими частями, см.
Дополнительно проверка проходных изоляторов на термодинамическую устойчивость делается по формуле:
Iн.т.у. ≥I∞ расч
4.6 Выбор и проверка шин
Сборные шины предназначены для приёма и распределения электроэнергии. Они являются элементами многократного присоединения и могут быть выполнены из меди, стали, алюминия. В связи с ростом плотности нагрузок появилась необходимость разработки токопроводов на токи 2000-5000 А длиной, соизмеримой с длиной кабеле разводки. Мощные токопроводы, называемые шинопроводами, выполняются гибкими или жёсткими, подвесными симметричными и несимметричными.
Сборные шины выбираются по максимальному допустимому току нагрузки в длительном режиме Iдоп.
Iдоп=K1∙K2∙K3∙Iдоп.о. , (4.3)
где K1,K2,K3 – поправочные коэффициенты соответственно при расположении шин горизонтально (K1=0,95), по длительно допустимому току для многополосных шин, для шин при температуре окружающей среды, отличной от +250С;
Iдоп.о. – длительно допустимый ток для одной полосы при температуре шины +700С, температуре окружающей среды +250С и расположении шин вертикально (на ребро) при креплении на изоляторе.
Поправочные коэффициенты и токи Iдоп.о. даны в табл. 5.6…5.8 [Л.1,2 кн.].
Дополнительно шины выбираются по экономически целесообразному сечению, под которым понимается такое ближайшее меньшее стандартное сечение по отношению к расчётному; использование такого сечения ведёт к наименьшим годовым затратам. В настоящее время преимущественно, для отыскания экономическое сечение Sэ пользуются экономической плотностью тока jэ, величина которого зависит от материала, конструкции провода и времени Tи (см. табл. 12.11 [Л.2]).
Однако сечение по формуле иногда превышает расчётное по техническим условиям в 2-3 раза и не учитывает переменный характер экономических потерь с изменением стоимости электроэнергии при передаче переменных по величине мощностей. Поэтому в [1,2] предлагается определять сечение с учётом годовых затрат «3».
З=Сэ+в∙К (4.3)
где Сэ – годовые издержки,
К – годовые капитальные затраты с учётом срока окупаемости сети,
в=0,125…0,15 – коэффициент пропорциональности.
Кривые годовых затрат приведены на рис. 9.1 [1].
После выбора шин по длительно допустимому току и экономически целесообразному сечению, необходима проверка шин по условиям воздействия тока КЗ.
Значения моментов сопротивлений для шин различной формы даны в Л.1, кн.1, табл. 5-10.
Для однополосных шин справедливо соотношение
(4.10)
а для многополосных –
(4.11)
где fп – удельное усилие, приходящееся на 1 см длины, от взаимодействия между полосами пакета, см. [1, кн.1, рис. 5-4.].
При проверке шин на термоустойчивость к токам КЗ на практике пользуются формулой
(4.12)
где Sту – термически устойчивое сечение, мм2,
– термический коэффициент материала шин (см. табл. 5.11 Л.4).
Шины проверяют дополнительно на механический резонанс, используя частотные характеристики [1, кн.1, рис. 14-15…14-19], а также на потерю напряжения (для шинопроводов).
Шинопроводы могут быть по исполнению открытыми, защищёнными и закрытыми, а по назначению – магистральными (из алюминиевых шин), распределительными штепсельного типа (из алюминиевых или медных шин), распределительными с постоянными контактными выводами (из стальных шин). Технические данные по шинопроводам ШМА-59 (магистральным) и ШРА-60 (распределительным) даны в [2, табл. 12.1].
Потеря напряжения в магистральном шинопроводе ΔUмне должна быть выше 1,8%. Она определяется по формуле:
(4.13)
где Uл – линейное напряжение шинопровода, В,
Ii – результирующий ток i-того распределительного шинопровода, А;
Li – длина i-того распределительного шинопровода, км.
Электродинамическая устойчивость шин определяется допустимым максимальным усилием на изгиб Fдоп в конструкции, например, на рис. 4.1
Рисунок 4.1 – К определению Fдоп
(4.5)
где – допустимое механическое напряжение, кгс/см2;
W – момент сопротивления, см3;
l – длина между изоляторами, см.
(4.6)
где a – расстояние между фазами шин, см.
Условие проверки:
Fдоп≥Fрасч (4.7)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.