Лекция 8. Взаимозаменяемость деталей неподвижного соединения.
Расчет посадок с натягом
Неподвижное соединение используется для передачи крутящего момента и осевых усилий. Целью расчета посадки с натягом является определение функциональных натягов [Nmin] и [Nmax ] с последующим выбором стандартной посадки, которая удовлетворяет условиям неравенств:
[Nmin] £ Nmin (8.1)
[Nmax ]³ Nmax (8.2)
Условие ф.( 8.1) обеспечивает работоспособность соединения (неразъемность).
Условие ф. ( 8.2) гарантирует неразрушаемость деталей после сборки.
Для образовании посадок с натягом размеры валов до сборки всегда должны быть больше размеров отверстий втулок. После сборки образуется натяг. При этом, чем больше натяг, тем больше давление и напряжение в поверхностях вала и втулки, тем больше усилие запрессовки и тем больше передаваемая нагрузка.
Все посадки ,используемые в машиностроении, условно делятся на три группы:
1. Легкие посадки (; ;; ). Такие посадки имеют небольшой разброс по натягам и небольшое усилие запрессовки при сборке. Для таких посадок обычно рассчитывают только наименьший функциональный натяг [Nmin].
2. Средние посадки (). Такие посадки применяются для передачи средних крутящих моментов. Запрессовка деталей - механическая, чаще со смазкой. При расчетах определяется два предельных натяга: [Nmin] и [Nmax].
3. Тяжелые, ремонтно-непригодные посадки-- .
Посадки с большими натягами собираются под прессом, иногда с нагревом втулки или с охлаждением вала. В расчетах определяется только [Nmax]. При сборке могут протекать пластические деформации, в отличии от сборки посадок первой и второй групп, в которых процессы идут в упругой зоне [1, 6].
Аналогично подразделяются неподвижные посадки в системе вала.
Для расчета необходимы исходные данные:
- геометрия сопряжения:
l - длина сопряжения, м;
d- номинальный диаметр сопряжения, м;
d1- внутренний диаметр полого вала (для цельного вала d1 = 0) (рис 8.1)
d2 - наружный диаметр втулки, м;
Показатели нагрузки - Мкр. , Fосевая, материал втулки, материал вала.
В расчете необходимо учитывать режим работы сопряжения. При спокойной работе коэффициент запаса прочности соединения n =1.1 При наличии вибраций ,реверсирования коэффициент запаса увеличивается и может составить n = 1,5
1. Определяем удельное давление в поверхности вала и втулки,МПа:
а) При наличии крутящего момента:
; (8.3)
где: р - удельное давление;
n - коэффициент запаса прочности;
Мкр - крутящий момент, н . м;
d - диаметр сопряжения, м;
l - длина, м;
f - коэффициент трения.
б) При наличии осевого усилиия:
; (8.4)
где Fос - нагрузка вдоль оси, н;
в) При совместной нагрузке:
= ; (8.5)
Величина f (0.08 ... 0.14) зависит от вида запресовки, т.е. от выбранной посадки и материалов детали.[1, 2, 5, 9]. Обычно для легких посадок принимается f = 0.08…0.09;
для средних посадок f = 0.10…0.12; для посадок третьей группы f = 0.13…0.14.
После выбора посадки необходимо будет вернуться к расчету «р» и уточнить соответствия назначенного коэффициента для данной посадки.
Наименьшее функциональное давление определяется по одной из вышеуказанных формул (8.3) …(8.5).
2. Определяем наименьший расчетный натяг:
Nmin = [Pmin] d(; (8.6)
CD = ; (8.7)
; (8.8)
где коэффициент Пуассона, для стали 0.30, для чугуна 0.25, для остальных материалов - см. [1, 5, c. 363, 10];
ED, Ed - модули упругости материалов. Для стали Е = 2 .10-11 Па.
3.Определяем наименьший функциональный натяг:
; (8.9)
где jш - поправка на шероховатость поверхностей деталей , м ;
jt - поправка на температуру (существенно при наличии разности между температурой сборки и эксплуатации и при разности коэффициентов линейного расширения материалов) , м ;
jц - учитывает влияние центробежных сил и используется в формуле (если диаметр сопряжения больше 500 мм , или линейная скорость больше 30 м/с ) , м ;
jn - поправка повторной запрессовки , м .
Если первоначальная сборка, то jn = 0
Если температура сборки и температура работы (эксплуатации) одинаковая, то jt = 0.
При d<500мм, при V<30 м/с - jц = 0 тогда составляющей ф. (8.9) будет только jш
и [Nmin] определяется:
[Nmin]=Nmin+ jш ; (8.10)
Шероховатость существенно влияет на образуемый натяг после сборки:
Jш = 1.2 (Rzd + RzD) = 5 (Rad + RaD) ; (8.11)
где Rz=4Ra
При выполнении задания рекомендуется в расчетах предварительно принять шроховатость поверхности для отверстия RZD = 6,3. 10-6 м и для вала - RZd = 3,2 . 10-6 м (табл. 8.1 см. П.1)
4. Определить допустимое предельное давление в поверхности втулки и вала:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.