торию, но наиболее интенсивное ее развитие происходило во второй половине XX в. Изменения в характере и методах работы по обеспечению качества продукции различны во времени и не всегда выглядят четко обособленными и обозначенными. Поэтому этапы эволюции не отделяются друг от друга строгими временными границами, а носят достаточно условный характер. Вместе с тем каждый из них имеет свою логику и закономерности развития. Чтобы понять современную концепцию обеспечения качества, важно проследить четыре последних этапа ее развития.
Относительно продолжительный период промышленного развития, начавшийся в начале XX в. и сопровождавшийся интенсивным ростом промышленных предприятий и объемов их производства, завершился в 50-х гг. Основные проблемы обеспечения качества в тот период решались главным образом с помощью средств технического контроля продукции и производственных процессов. Организация и развитие средств технического контроля были направлены тогда в основном на соответствие стандартам производителя, и потребителю предлагалась такая продукция, которая выполняла только то, что в нее стремился вложить разработчик.
Однако ограниченный производственными рамками технический контроль не мог решить более значительных проблем
80
Успешное применение этого подхода позволило обеспечить для руководителей информацию о самооценке, примеры лучшей практики, определение собственного потенциала и ресурсов, выбор соответствующего подхода, возможность принятия на себя обязательства в отношении наилучшей модели, а также согласования и объединения обязательств различных руководителей.
С точки зрения определения и выработки TQM-принципов появилась возможность зафиксировать основополагающие принципы на уровне высшего руководства, довести эти принципы до уровня исполнителей, проанализировать и принять соответствующий вопросник по премии качества, трансформировать ИСО-аудиты в самооценку.
В ходе проведения первой самооценки производства и функциональных подразделений по ИСО 9001 удалось выполнить следующее:
• объяснить метод самооценки;
• подготовить команду для проведения самооценки;
• провести тренировку этой команды;
• проверить результаты самооценки на объективность;
• уточнить метод проведения самооценки на соответствие стандартам ИСО серии 9000.
= 16.5. Вкусноекачество
продукцииФирмыNestle
Основная задача любого предприятия, производящего продовольствие, состоит в том, чтобы гарантировать питательную ценность и безопасность продуктов вплоть до момента их потребления. Это требует не только хорошо контролируемых процессов обработки и систем управления качеством, но и наличия высокопрофессиональных научно-исследовательских подразделений. Рассмотрим, как работают такие подразделения фирмы Nestle над сенсорным (вкусовым) качеством, питательной ценностью и безопасностью.
Новшества в отношении сенсорного качества касаются, например, создания нового вкусового профиля продуктов, приятных для более широкого круга потенциальных потребителей, или увеличения срока сохраняемости продуктов на складах. При этом новые методы обработки пищи не должны нарушать ее питательную ценность. Небольшие изменения для большинства продуктов в принципе допустимы, поскольку каждый из них составляет незначительную часть рациона. Но есть виды пищи,
442
где требования очень жесткие. К ним относятся продукты деа ского и специального питания. Работать над формулами таког питания призваны научно-исследовательские подразделенш Внедрение новой рецептуры на больших заводах сопровождаете созданием процедур контроля качества, соблюдение которых яв ляется абсолютно обязательным.
Безопасность продуктов фирмы Nestle достигается с помощы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.