Лекция 13. Взаимозаменяемость подшипников качения
Точность изготовления
Виды нагружения
Расчет и выбор посадок
Обозначение на чертежах
Подшипники качения ( ПК ) являются точными узлами, изготавливаемыми на специализированных заводах по своей технологии и в соответствии с требованиями действующих стандартов [1, 2,5 - 9, зад.8].
ПК подразделяются:
1. По нагрузочной способности.
1.1. особо легкие- 1(обозначение); 1.2. легкие- 2; 1.3. средние- 3; 1.4. тяжелые- 4.
2. По присоединительным поверхностям.
2.1. конические; 2.2. цилиндрические; 2.3 гипоидные.
3. По форме тел катания.
3.1. шарикоподшипники; 3.2. роликоподшипники; 3.3. игольчатые.
4. По виду нагружения.
4.1. радиальные; 4.2. радиально- упорные; 4.3. упорные.
5. По конструкции.
5.1. открытые; 5.2. закрытые односторонние; 5.3. закрытые с двух сторон;
5.4. одно-, двух- и многорядные; 5.5. с сепаратором, без сепаратора и т.д.
Общими требованиями для ПК, согласно ГОСТ 520-89 ОНВ. Технические характеристики., являются: наработка 5000 часов, высокая твердость (HRC 50...52) и прочность.Для изготовления ПК используются специальные подшипниковые стали ШХ 9, ШХ15, которые подвергаются термической обработке, хорошо механически обрабатываются с достижением небольшой шероховатости поверхности.
Точность изготовления ПК
Точность изготовления ПК устанавливается классом. Классы точности ПК:
8; 7; 0; 6; 6Х; 5; 4; 2; Т ( ГОСТ 520-89).
Где 8; 7 - классы точности ПК с большими исходными зазорами;
0; 6 - наиболее распространенные классы ПК в машиностроении;
5; 4 - классы ПК повышенной точности;
2 - высокая точность;
Т - резервный класс ПК.
Класс точности указывается цифрой в номере подшипника перед основным обозначением, например: 205 - подшипник нулевого класса ( класс “0” не проставляется);
где 2- легкая серия ;
05- характеристика размера (внутреннего диаметра), 05х5=25 мм- внутренний диаметр внутреннего кольца ПК.
5- 305: где 5 - класс точности ПК;
3 - средняя серия;
05х5=25 мм - внутренний диаметр внутреннего кольца ПК.
Размеры ПК и элементов присоединительных деталей
На примере ПК рассмотрим основные размеры присоединительных элементов (рис. 13.1): r- радиус (паза), S1 - исходный зазор, S2 - зазор установочный; он образуется после установки ПК на вал и отличается от S1, т.к. при установке ПК с натягом происходит деформация колец; S3 - рабочий зазор ПК в установившемся рабочем режиме при температуре равной 50°С. D2max - наибольший допустимый диаметр заплечика втулки, который обеспечивает упор ПК по наружному кольцу и тем самым исключает его осевое перемещение; d2min - наименьший диаметр заплечика вала, который обеспечивает упор внутреннего кольца ПК.
Все значения, кроме S2 и S3333еана3, устанавливаются из ГОСТ 8338-75 [6-8], в зависимости от номера подшипника, его размеров и класса точности. Класс точности ПК определяет не только S1, но и требования, предъявляемые к точности изготовления присоединительных элементов вала и втулки по линейным размерам, а также по точности формы, расположения поверхностей и их шероховатости. При этом допуски вала и отверстия корпуса в подшипниковом узле назначаются по ГОСТ 3325-85, а числовые значения отклонений - по ГОСТ 25347- 82.
Виды нагружений
Все разновидности нагружений, воспринимаемые ПК, можно условно разделить на три вида: местное, циркуляционное и колебательное (рис. 13.2, а, б, в).
1. Местное нагружение. (рис. 13.2, а). При данном виде нагружения местнонагруженное кольцо только частью поверхности воспринимает нагрузку. Поэтому с целью достижения более равномерного износа дорожки катания назначают посадку этого кольца в отверстие корпуса с зазором, чтобы в процессе эксплуатации оно “проворачивалось” и тем самым достигалась равномерность его износа. Второе кольцо, в данном случае внутреннее, вращается с валом и оно устанавливается с натягом. При выборе посадок для каждого кольца вид нагружения определяется отдельно. Например, в данном случае (рис. 13.2, а, б, в) вращающие внутренние кольца ПК воспринимают циркуляционное нагружение, поэтому для всех ПК посадка кольца на вал - с натягом, а второе (наружнее) кольцо устанавливается в зависимости от своего вида нагружения.
2. Циркуляционное нагружение. (рис. 13.2, б). В этом случае внутреннее и наружное кольцо устанавливаются с натягами.
3. Колебательное нагружение (рис. 13.2, в). Внутреннее кольцо устанавливается на вал с натягом, а наружное кольцо в отверстие корпуса - по переходной посадке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.