Опыт проектирования показывает, что для прирабатывающихся колёс изгибная прочность не является главным критерием и применение мелкомодульных колёс вполне обосновано.При больших числах зубьев (и малых модулях) повышаются коэффициент перекрытия, плавность работы передачи и нагрузочная способность. Иногда окончательное решение по назначению модуля принимают после расчёта zSи z1. Суммарное число зубьев
, (28)
где b— угол наклона линии зуба, в прямозубых колёсах b= 0, в косозубых рекомендуется b = 8...15° (20°), в шевронных и с раздвоенной ступенью b = 25...40°.
Выбором стандартных aw добиваются целых значений zS прямозубого зацепления. В косозубых передачах zS округляют до ближайшего целого и уточняют угол наклона:
, (29)
который должен быть больше минимального bmin, обеспечивающего осевой коэффициент перекрытия eb ³ 1,12;
, (30)
где b2 – ширина венца колеса, которую определяют по формуле
. (31)
Ширина венца шестерни
b1 = 1,12·b1 . (32)
Ширину венцов округляют по ГОСТ 6636 (Прил. В). Число зубьев шестерни:
. (33)
Его рекомендуется принимать в пределах z1 = 20...30, вписывание в которые, возможно, потребует изменения модуля и пересчета zS и z1 по формулам (28) и (33). Следует помнить, что минимально допустимое число зубьев шестерни из условия неподрезания
. (34)
При z1 < zmin принимают равносмещенное зацепление с коэффициентом смещения шестерни
(35)
и коэффициентом смещения колеса x2 = - x1. Геометрические параметры определяют по следующим формулам (для косозубого зацепления без смешения), в мм:
делительные диаметры:
; (36)
диаметры вершин и впадин:
; (37)
. (38)
Окружная скорость колёс (м/с):
u = π·d·n/60000. (39)
После определения геометрических параметров и окружной скорости уточняют коэффициенты КНaи KНuи выполняют проверочный расчёт по контактным напряжениям. Рабочее контактное напряжение в МПа
. (40)
Вращающий момент на валу колеса Т2 следует ставить в формулу (40) в Н×мм. По контактным напряжениям допускается перегрузка до 3% и недогрузка до 10%. Приводить в соответствие рабочие и допускаемые контактные напряжения рекомендуется изменением ширины венца колеса. Для расчёта изгибных напряжений и валов определяют усилия в зацеплении. Окружное усилие в Н:
(41)
Радиальное усилие:
Fr = Ft·tga/cosb. (42)
Осевое усилие:
Fa = Ft·tgb. (43)
В шевронных передачах Fa =0; в передачах с раздвоенной ступенью в каждом зацеплении силы Ft , Frи Fa , определённые по формулам (41) … (43), делят пополам.
Для косозубых и шевронных колёс рассчитывают эквивалентные числа зубьев, по которым определяют коэффициенты формы зуба:
(44)
Для колёс без смещения коэффициент формы зуба определяют по табл. 11.
Таблица 11
Коэффициенты формы зуба
zu |
17 |
20 |
25 |
30 |
40 |
50 |
60 |
³ 70 |
YF |
4.28 |
4,09 |
3,90 |
3,80 |
3,70 |
3,66 |
3,62 |
3,61 |
Рабочее изгибное напряжение шестерни
sF1 = YF1YbFtKFαKFbKFnKFд/(b1m) ≤ , (45)
где Yb - коэффициент наклона зубьев.
Yb =1 - b°/140. (46)
Рабочее изгибное напряжение колеса
sF2 = sF1b1YF2/(b2YF1) ≤ (47)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.