Расчёт цилиндрической зубчатой передачи. Коэффициент долговечности. Материалы зубчатых колёс и допускаемые напряжения. Проектные и проверочные расчёты, страница 5

Опыт проектирования показывает, что для прирабатывающихся колёс изгибная прочность не является главным критерием и применение мелкомодульных колёс вполне обосновано.При больших числах зубьев (и малых модулях) повышаются коэффициент перекрытия, плавность работы передачи и нагрузочная способность. Иногда окончательное решение по назначению модуля принимают после расчёта zSи z1. Суммарное число зубьев

,                                             (28)

где b— угол наклона линии зуба, в прямозубых колёсах b= 0, в косозубых рекомендуется b = 8...15° (20°), в шевронных и с раздвоенной ступенью b = 25...40°.

Выбором стандартных aw добиваются целых значений zS прямозубого зацепления. В косозубых передачах  zS округляют до ближайшего целого и уточняют угол наклона:

,                                                     (29)

который должен быть больше минимального bmin, обеспечивающего осевой коэффициент перекрытия eb ³ 1,12;

,                                                  (30)

где b2 ширина венца колеса, которую определяют по формуле

.                                                     (31)

Ширина венца шестерни

b1 = 1,12·b1 .                                                   (32)

Ширину венцов округляют по ГОСТ 6636 (Прил. В). Число зубьев шестерни:

.                                                 (33)

Его рекомендуется принимать в пределах z1 = 20...30, вписывание в которые, возможно, потребует изменения модуля и пересчета zS и z1 по формулам (28) и (33). Следует помнить, что минимально допустимое число зубьев шестерни из условия неподрезания

.                                            (34)

При z1 < zmin принимают равносмещенное зацепление с коэффициентом смещения шестерни

                                      (35)

и коэффициентом смещения колеса x2 = - x1. Геометрические параметры определяют по следующим формулам (для косозубого зацепления без смешения), в мм:

делительные диаметры:

;                                                 (36)

диаметры вершин и впадин:

;                                          (37)

.                                      (38)

Окружная скорость колёс (м/с):

u = π·d·n/60000.                                           (39)

После определения геометрических параметров и окружной скорости уточняют коэффициенты КНaи KНuи выполняют проверочный расчёт по контактным напряжениям. Рабочее контактное напряжение в МПа

.                            (40)

Вращающий момент на валу колеса Т2 следует ставить в формулу (40) в Н×ммПо контактным напряжениям допускается перегрузка до 3% и недогрузка до 10%. Приводить в соответствие рабочие и допускаемые контактные напряжения рекомендуется изменением ширины венца колеса. Для расчёта изгибных напряжений и валов определяют усилия в зацеплении.  Окружное усилие в Н:

                                                   (41)

Радиальное усилие:

Fr = Ft·tga/cosb.                                                  (42)

Осевое усилие:

Fa = Ft·tgb.                                                           (43)

В шевронных передачах  Fa =0;  в передачах с раздвоенной ступенью в каждом зацеплении  силы Ft , Frи Fa ,  определённые по формулам (41) … (43), делят пополам.

Для косозубых и шевронных колёс рассчитывают эквивалентные числа зубьев, по которым определяют коэффициенты формы зуба:

                                                       (44)

Для колёс без смещения коэффициент формы зуба определяют по табл. 11.

Таблица 11

Коэффициенты формы зуба

zu

17

20

25

30

40

50

60

³ 70

YF

4.28

4,09

3,90

3,80

3,70

3,66

3,62

3,61

Рабочее изгибное напряжение шестерни

sF1 = YF1YbFtKKFbKFnKFд/(b1m) ≤ ,                           (45)

где Yb  - коэффициент наклона зубьев.

Yb  =1 - b°/140.                                                 (46)

Рабочее изгибное напряжение колеса

sF2 = sF1b1YF2/(b2YF1)                                  (47)