Лекция №3
2.8. Объёмная прочность
Прочность является основным критерием работоспособности большинства деталей. Отказы деталей происходят вследствие потери статической прочности и сопротивления усталости. Потеря статической прочности происходит тогда, когда значение рабочих напряжений превышает предел статической прочности, например, . Это связано обычно со случайными перегрузками, не учтёнными при расчётах, или со скрытыми дефектами деталей (с раковинами, трещинами и т.п.). Такой вид отказа происходит внезапно и является весьма опасным.
Потеря сопротивления усталости происходит в результате длительного действия переменных напряжений, превышающих предел выносливости материала . Сопротивление усталости значительно понижается при наличии концентраторов напряжений, связанных с конструктивной формой детали (галтели, резьбы и т.п.) или с дефектами производства (царапины, трещины и пр.).
Статистический анализ случаев поломок деталей машин показывает, что 80 % этих разрушений носит усталостный характер вследствие цикличности напряжений и концентрации напряжений. Типичный усталостный излом имеет две зоны (рис. 2.10): зона усталостного разрушения с мелкозернистой, почти гладкой поверхностью там, где усталостная трещина постепенно проникала в глубь сечения, и зона статического разрушения (заштрихована), по которой произошло окончательное, хрупкое разрушение — с крупнокристаллическим строением.
Рис. 2.10. Поверхность усталостного излома
Зарождение усталостной трещины – процесс трудноуловимый. Для ответственных деталей применяют дефектоскопирование. Основы расчёта на прочность изучают в курсе сопротивления материалов. В курсе деталей машин общие методы расчётов на прочность рассматривают в приложении к конкретным деталям и придают им форму инженерных расчётов.
При растяжении – сжатии используется следующая формула:
(2.20)
При срезе:
(2.21)
При смятии:
(2.22)
При изгибе:
. (2.23)
В формулах (2.20)…(2.22) А – площадь опасного сечения. Моменты сопротивления:
– для прямоугольного сечения:
; (2.24)
– для круга
. (2.25)
Моменты инерции соответственно:
(2.26) (2.27)
При кручении:
для круга (2.28)
При сложном напряженном состоянии используются теории прочности, например, четвертая (энергетическая):
(2.29)
2.9. Контактная прочность
Кроме поломок деталей в практике многочисленны случаи разрушения их поверхностей. Последние связаны с так называемыми контактными напряжениями. Если значения контактных напряжений больше предельных, то на поверхности деталей появляются вмятины, борозды, трещины или мелкие раковины. Подобные повреждения наблюдаются у зубчатых, червячных, фрикционных и цепных передач, а также в подшипниках качения.
Один из характерных видов поверхностных разрушений приведен на рис. 2.11. При работе цилиндрических катков фрикционной передачи в масляной ванне на площадке малых размеров при действии сжимающей силы возникают высокие напряжения сжатия , которые изменяются по пульсирующему циклу . При циклической нагрузке на поверхности катков появляются усталостные трещины, которые под влиянием сил трения распространяются наклонно к поверхности контакта.
Рис. 2.11. Процесс усталостного выкрашивания
Развитию образующихся усталостных трещин способствует гидростатическое давление смазочного материала, проникающего в трещины с поверхности. На ведущем катке трещины ориентированы так, что в зоне наибольших контактных давлений масло из трещины выдавливается, и темп роста трещины не увеличивается. На ведомом катке (отстающая поверхность) при встрече с сопряженной поверхностью края трещины замыкаются и давление
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.