Высота зубьев зависит от принятой формы; например, форма 1 предполагает пропорциональное понижение зуба и впадины. Для этой формы диаметры вершин и впадин по внешнему торцу определяют через делительные диаметры и проекции высоты головки или ножки зуба на направление измерений:
;
(15.13)
.
(15.14)
Углы головок и ножек находятся из тригонометрических соотношений:
;
(15.15)
.
(15.16)
Углы конусов вершин и впадин:
;
(15.17)
.
(15.18)
Ширину зубчатого венца принимают по соотношению:
.
(15.19)
Наряду с прямозубыми передачами применяют косозубые и с круговым зубом (рис. 15.6).
![]() |
Рис. 15.6. Непрямозубые конические колёса
За расчётный угол наклона принимают угол
на средней окружности между касательной и образующей конуса в данной точке.
Обычно принимают углы для колёс с тангенциальными
зубьями и
для колёс с круговыми зубьями. В
непрямозубых колёсах в расчётных формулах появляется нормальное сечение со
средним нормальным модулем
, а
и
становятся
окружными модулями:
– внешний окружной модуль,
– средний окружной модуль.
15.3. Эквивалентные и биэквивалентные параметры
Параметры эквивалентных колёс используют при расчётах на прочность. Форма профиля зуба конического колеса в нормальном сечении дополнительным конусом эквивалентна профилю цилиндрического прямозубого колеса. Эквивалентное цилиндрическое колесо получается как развёртка дополнительного конуса на плоскость (рис. 15.7). Эквивалентный диаметр:
.
(15.20)
На колесе большего размера можно нарезать большее число зубьев. Эквивалентное число зубьев:
.
(15.21)
![]() |
Рис. 15.7. Эквивалентное и биэквивалентное колёса
Из формул (15.20) и (15.21) следует, что эквивалентные параметры выше действительных. Однако нагрузочная способность конических колес не выше цилиндрических по ряду причин:
1) для нарезания конических колес требуются специальные станки и специальные инструменты;
2) при изготовлении требуется выдержать
допуски не только на линейные размеры, но и на углы и др.;
3) при монтаже необходимо обеспечить совпадение вершин начальных конусов;
4) выполнить коническое зацепление с той же степенью точности, что и цилиндрическое, значительно труднее;
5) пересечение осей затрудняет размещение валов, поэтому колёса располагают несимметрично и консольно относительно опор;
6) наличие осевых сил усложняет конструкцию опор.
Всё это приводит к тому, что нагрузочная способность прямозубой конической передачи составляет лишь 0,85 цилиндрической (на основании опытных данных). При этом сохраняются преимущества передачи с непрямыми зубьями по сравнению с прямозубой передачей. Это выражается биэквивалентными параметрами, получающимися в результате двойного приведения: конической к цилиндрической и косозубой к прямозубой передаче. Используя зависимости для цилиндрических косозубых колес (п. 14.2) и формулы (15.20) и (15.21), можно записать:
биэквивалентный диаметр ; (15.22)
биэквивалентное число
зубьев . (15.23)
Несмотря на сложность изготовления и монтажа конические передачи получили широкое распространение в редукторостроении, автотракторной и авиационной промышленности.
15.4. Силы в зацеплении
Нормальную силу в коническом зацеплении раскладывают на три составляющие (рис.
15.8). Окружная сила:
.
(15.24)
Силу раскладывают
по двум направлениям: радиальное усилие на шестерне
, равное осевому на колесе:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.