NB 17.1. Основными критериями работоспособности и расчёта ремённых передач являются тяговая способность и долговечность.
17.9. Скольжение в передаче и кривые скольжения
Исследования Н.Е. Жуковского показали, что в ремённых передачах следует различать два вида скольжения ремня по шкиву: упругое скольжение и буксование. Упругое скольжение наблюдается при любой нагрузке передачи, а буксование только при перегрузке. В ремнях с клиновой рабочей поверхностью также наблюдается геометрическое скольжение.
В работающей передаче (рис. 17.8) на большом шкиве угол обхвата > 180˚. На дуге обхвата можно отметить дугу упругого скольжения со стороны ведущей ветви от усилия F1 и дугу покоя с противоположной стороны. При увеличении F1 до значения, равного запасу сил трения, дуга покоя станет равной нулю, а дуга скольжения распространится на весь угол обхвата. Равновесие нарушится, и ремень соскользнёт со шкива, наступит буксование.
Рис. 17.8. Скольжение на шкивах
Работоспособность ремённой передачи принять характеризовать кривыми скольжения и КПД. Такие кривые являются результатом испытаний ремней различных типов и материалов. Экспериментальная установка (рис. 17.9) состоит из двигателя, испытуемой передачи и нагрузочного устройства. Нагрузку передачи выражают в виде безразмерного коэффициента тяги:
(17.27)
Рис. 17.9. Схема экспериментальной установки
Коэффициент тяги j позволяет судить о том, какая часть предварительного натяжения ремня Fo используется полезно для передачи нагрузки Ft, то есть характеризует степень загруженности передачи. В экспериментальной установке измеряют моменты на валах и частоты вращения, по которым определяют КПД и коэффициент скольжения из формул:
(17.28)
(17.29)
В типовой экспериментальной передаче задаются следующими условиями:
1) передача открытая горизонтальная;
2) нагрузка спокойная, без толчков и ударов;
3) передаточное отношение u = 1, то есть a = 180°;
4) скорость ремня u = 10 м/с.
Условия работы, отличные от типовых, учитывают поправочными коэффициентами. По результатам испытаний строят график (рис. 17.10), на котором по оси ординат откладывают коэффициент скольжения s и КПД h, а по оси абсцисс – коэффициент тяги j. На начальном прямолинейном участке кривой скольжения наблюдается упругое скольжение. Этот участок соответствует закону Гука. Дальнейшее увеличение нагрузки приведёт к частичному, а затем и полному буксованию.
Рабочую нагрузку jо выбирают вблизи перехода прямолинейного участка в криволинейный. Этому значению соответствует максимальный КПД, который
Рис. 17.10. Кривые скольжения
17.10. Допускаемые полезные напряжения
достаточно высок (h = 0,94…0,96). Рабочий коэффициент тяги на основании кривых скольжения выбирают: jо = 0,4…0,5 для плоскоремённых передач с прорезиненным ремнем; jо = 0,6…0,7 – для клиноремённых передач. При расчёте по тяговой способности допускаемое полезное напряжение для типовой передачи определяют из формулы (17.27) с учётом кривых скольжения:
(17.30)
где S – запас тяговой способности по буксованию; S = 1,2…1,4.
Переход к допускаемым полезным напряжениям для проектируемой передачи производят с помощью корректирующих коэффициентов:
(17.31)
где Сa – коэффициент угла обхвата; Сa = 1 при a = 180°; Сa < 1 при a < 180°;
Сu – скоростной коэффициент, он учитывает уменьшение прижатия ремня к шкиву под действием центробежных сил; Сu= 1 приu = 10 м/с; Сu= 0,95 при u = 15 м/с;
Ср – коэффициент режима нагрузки;
Со – коэффициент, учитывающий способ натяжения ремня и наклон передачи к горизонту.
Рассчитанные с учетом кривых скольжения полезные допускаемые напряжения могут быть использованы в следующих методиках расчета:
А) Плоскоремённая передача. Расчётная формула:
(17.32)
где b – ширина ремня;
d – толщина ремня.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.