4. Низкая долговечность ремня (Н = 1000…5000 ч).
Ремённую передачу применяют как понижающую передачу, а также для смягчения колебаний нагрузки и для перекрытия больших межосевых расстояний. Мощность обычно не превышает 50 кВт. В комбинации с другими передачами ремённую передачу используют в быстроходной ступени, устанавливая ведущий шкив на вал двигателя. Применяют ремённые передачи в металлорежущих станках, автомобилях, сельскохозяйственных машинах, в приводах грузоподъёмных, строительных, путевых и других машин.
17.5. Кинематика и геометрия
Вследствие упругого скольжения скорость ведомого шкива меньше скорости ведущего:
или (17.1)
где s – коэффициент скольжения; s = 0,01…0,02;
и- диаметры малого и большого шкивов.
При этом передаточное отношение:
(17.2)
В открытой ремённой передачи (рис. 17.5) показаны: а – межосевое расстояние; a – угол обхвата малого шкива; l – длина ремня. Вследствие вытяжки и провисания ремня значения a и l не являются точными и определяются приближённо. Угол обхвата:
(17.3)
Длину ремня определяют как сумму прямолинейных участков и дуг обхвата:
(17.4)
Для бесконечных ремней после принятия стандартной длины уточняют межосевое расстояние:
(17.5)
Рис. 17.5. Геометрические параметры передачи
17.6. Силы в передаче
Нагружение ремня рассмотрено для двух случаев: крутящий момент Т1 = 0 (рис. 17.6, а) и Т1 > 0 (рис. 17.6, б). Обозначено: F0 – предварительное натяжение ремня; F1 и F2 – натяжения ведущей и ведомой ветвей в нагруженной передаче. Из уравнения моментов находят:
Рис. 17.6. Усилия в ветвях
откуда
(17.6)
При установлении связи между усилиями исходят из предположения, что длина ремня остается неизменной как в ненагруженной, так и в нагруженной передаче. Следовательно, дополнительная вытяжка ведущей ветви компенсируется равным сокращением ведомой ветви. Равные деформации вызываются равными силами DF:
; (17.7)
. (17.8)
Из равенств (17.7) и (17.8) следует:
(17.9)
А из равенств (17.6) и (17.9) находят искомые соотношения:
; (17.10)
. (17.11)
Таким образом, в нагруженной передаче усилие в ведущей ветви увеличивается на половину полезной нагрузки . Уравнения (17.10) и (17.11) не вскрывают тяговой способности передачи, которая связана с величиной трения между ремнем и шкивом. Такая связь установлена Эйлером в виде:
(17.12)
где е – основание натурального логарифма;
f – коэффициент трения.
Решая совместно уравнения (17.6), (17.9) и (17.12), находят:
(17.13)
(17.14)
(17.15)
Поделив левую и правую части уравнения (17.15) на площадь сечения ремня А, получают зависимости между напряжениями:
(17.16)
Полученные формулы устанавливают связь сил натяжения ветвей и напряжений в них с полезной нагрузкой и факторами трения f и a. Анализ формулы (17.15) методом конечных элементов показывает, что:
– при fa®¥: ; это идеальная передача;
– при fa® 0: ; такая передача неработоспособна.
Следовательно, увеличение f и a благоприятно сказывается на работе передачи. Эти выводы приняты за основу при создании конструкций клиноремённой передачи, где приведенный коэффициент трения f¢ = f /sin(φ/2), и передачи с натяжным роликом (a > 180°).
Центробежная сила Fu ослабляет полезное действие предварительного натяжения Fo, уменьшая силу трения и дополнительно нагружая ветви ремней:
(17.17)
где r – плотность материала ремня; r = 1100…1200 кг/м3 для резинотканевых ремней;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.