Ремённые передачи. Материалы ремней. Способы натяжения ремней. Кинематика и геометрия. Силы в передаче, страница 3

          А – площадь поперечного сечения ремня, м2.

          Влияние центробежных сил сказывается при больших скоростях (u > 20 м/с). Сила , действующая на валы передачи, определяется как геометрическая сумма усилий F1 и F2 либо, упрощенно, двух сил Fo (рис. 17.6, а). В практических расчётах принимают Fo» 1,5 Ft. Сила, действующая на валы:

                                    (17.18)

17.7. Напряжения в ремне

          Наибольшие напряжения создаются в ведущей ветви ремня (рис. 17.7), в точке её набегания на малый шкив, где складываются напряжения в ведущей ветви s1, напряжения от центробежных сил su и напряжения изгиба sи  при огибании ремнем шкива.

Рис. 17.7. Напряжения в работающем ремне

А) Напряжения в ведущей ветви с учётом формулы (17.10):

                           (17.19)

Анализ формулы (17.16) показывает, что напряжение st возрастает с увеличением so. Однако практика показывает значительное снижение долговечности ремня с увеличением so. Поэтому рекомендуют принимать напряжения, выработанные практикой проектирования:

so £ 1,5 МПа – для клиновых ремней;

so £ 1,8 МПа – для плоских ремней.

Значение полезного напряжения st влияет на долговечность примерно так же, как и so. При указанных значениях so допустимое значение st не превышает 2…2,5 МПа.

Б) Напряжение от центробежной силы:

                                      (17.20)

Если для оценивания значений напряжений от центробежных сил приблизительно принять r  = 1000 кг/м3, то:

          при    u = 10 м/с                       su = 0,1 МПа;

          при    u = 20 м/с                       su = 0,4 МПа;

          при    u = 40 м/с                       su = 1,6 МПа.

Таким образом, для наиболее распространенных на практике тихоходных (u < 10 м/с) и среднескоростных (u < 20 м/с) ремённых передач влияние su несущественно.

В) Напряжение изгиба при огибании ремнем шкивов определяют по закону Гука:

                                                      (17.21)

   где  e – относительное удлинение наружных волокон.

          При чистом изгибе:

,

   где y – расстояние от нейтрального слоя;

          r – радиус кривизны нейтрального слоя.

          Для ремня: y = d/2;   r = d/2, откуда:

                                                     (17.22)

         Приняв Е = 100 МПа (Е = 80…100 МПа для резинотканевых ремней), оценивают значения напряжений от изгиба ремня:

          при      d/d  = 100                     sи = 1 МПа;

          при      d/d  = 50                       sи = 2 МПа;

          при      d/d  = 25                       sи = 4 МПа.

          Реальные отношения d/d  ближе к нижней цифре, следовательно, напряжения изгиба являются наиболее опасными для работоспособности ремня. Приведенные цифры это подтверждают. Суммарное максимальное напряжение в ведущей ветви в месте набегания ремня на малый шкив:

                                       (17.23)

17.8. Долговечность ремня

          Опыт эксплуатации ремённых передач показал, что их работоспособность ограничена тяговой способностью и долговечностью ремня. В первом случае ремень теряет тяговую способность из-за буксования в связи с недостаточной прочностью сцепления ремня со шкивом. Во втором случае выход из строя передачи связан с усталостным разрушением ремня.

Тяговая способность – сложный критерий, учитывающий прочность материала ремня и его способность к сцеплению с материалом шкива. Параметры этого критерия рассчитывают на основании экспериментальных данных (см. п. 17.9). Долговечность (ресурс) определяют по формуле:

                                  (17.24)

   где  sy – предел выносливости; для клиновых ремней sy = 9 МПа при m = 11;

          m – показатель степени кривой выносливости;

107 – базовое число циклов;

           – коэффициент, зависящий от отношения sр/sи; при sр/sи = 0,5    = 2;

          u – скорость ремня в м/с;

          l – длина ремня в м;

          zш – число шкивов; на рис. 17.1 и 17,6 zш = 2:

                                           (17.25)

sр – напряжение растяжения, которое складывается из напряжения в ведущей ветви и напряжения от центробежных сил;

                                             (17.26)

Напряжение изгиба определяется по формуле (17.22). Нормативный ресурс зависит от режима нагрузки и составляет Н0 = 1000…5000 ч.