Рис. 27.20. Многодисковая фрикционная муфта
Давление определяют по формуле (30.2), а силу нажатия:
(27.13)
где z – число пар трущихся поверхностей:
(27.14)
n – число дисков; на рис. 27.20 n = 7, a z = 6.
Таким образом, применение многодисковых муфт позволяет увеличить передаваемый крутящий момент в z раз при неизменных силе нажатия и диаметрах дисков.
27.7. Автоматические муфты
Эти муфты предназначены для автоматического разъединения или соединения валов в тех случаях, когда параметры работы машины становятся недопустимыми по тем или иным показателям. Такими показателями являются:
– вращающий момент;
– угловая скорость;
– направление вращения.
Муфты, реагирующие на указанные показатели, называются:
– предохранительные;
– центробежные;
– обгонные.
12. Предохранительные муфты.
Эти муфты служат для защиты машин от перегрузки. Любая фрикционная муфта, отрегулированная на передачу предельного момента, выполняет функции предохранительной. Сила нажатия в ней обеспечивается постоянно действующими пружинами.
Другим представителем предохранительных муфт является муфта со специальными разрушающимися элементами (рис. 27.21). Штифт между полумуфтами срезается при перегрузке. Закалённые втулки предотвращают смятие более слабого материала штифтом. По торцам муфты должны иметь минимальный зазор (0,05…0,1 мм). Жёсткое соединение полумуфт штифтом не компенсирует несоосности, поэтому необходима строгая центровка полумуфт.
Рис. 27.21. Предохранительная муфта
13. Центробежные муфты.
Эти муфты автоматически соединяют валы только тогда, когда угловая скорость превысит некоторое заданное значение. Это целесообразно при разгоне машины с большими маховыми массами при двигателе с малым пусковым моментом, при выключении или перегрузках (бензопила, мотокультиватор), когда бензодвигатель сбавляет обороты и может заглохнуть.
На схеме рис. 27.22 центробежная сила Fu прижимает колодку к барабану полумуфты. Этому препятствует сила F, возникающая от прогиба пружины. Значение силы регулируют винтом. Сопряжение между колодкой и барабаном возможно при условии:
(27.15)
где m – масса колодки;
r – расстояние от центра тяжести колодки до оси вращения;
w – угловая скорость полумуфты.
Рис. 27.22. Центробежная муфта Рис. 27.23. Обгонная муфта
Данная конструкция муфты является нормально-разомкнутой. Существует также конструкция нормально-замкнутой муфты, когда при определенной угловой скорости валы разъединяются.
14. Муфты свободного хода.
Такие муфты передают крутящий момент только в одном заданном направлении. Их применяют в станках, автомобилях, велосипедах и т.д.
Наибольшее распространение получили фрикционные обгонные муфты, передающие вращающий момент за счёт заклинивания роликов между полумуфтами (рис. 27.23). При вращении звёздочки против часовой стрелки вращение передаваться не будет, так как ролики заклиниваться не будут.
1. Каково назначение муфт?
2. На какие группы и по каким признакам классифицируют механические муфты?
3. Каковы достоинства и недостатки глухих муфт?
4. Какие параметры характеризуют несоосность валов?
5. Какие муфты компенсируют несоосность?
6. Какие функции выполняют упругие муфты?
7. Чем характеризуются динамические свойства упругих муфт?
8. Какие упругие элементы используются в муфтах?
9. Какие упругие муфты наиболее распространены?
10.Какие функции выполняют сцепные муфты?
11.Зачем ставят предохранительные муфты?
12.Как работает центробежная муфта?
13.Каков принцип работы обгонной муфты?
1. Приводные муфты. Классификация. Принцип работы и расчет фланцевой глухой муфты.
2. Виды несоосности валов. Конструкция, техническая характеристика и расчет зубчатой компенсирующей муфты.
3. Упругие муфты. Общие сведения. Упругие элементы муфт. Расчет элементов упругой втулочно-пальцевой муфты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.