Упругие муфты. Управляемые муфты. Автоматические муфты. Фрикционные передачи, страница 2

2. упругая оболочка (рис. 27.17, б);

3. резиновая звёздочка (рис. 27.17, в);

4. резиновый диск, привулканизированный к полумуфтам (рис. 27.17, г) либо воспринимающий давление от пальцев полумуфт (рис. 27.17, д).

          8. Муфты с торообразной оболочкой по ГОСТ 20884 обладают хорошими компенсирующими свойствами. В зависимости от типоразмера они могут компенсировать D£ 11 мм, D£ 5 мм, Da£ 1,5°, jmax = 30°.

Рис. 27.17. Неметаллические упругие элементы муфт

27.5.3. Муфта упругая втулочно-пальцевая

9. МУВП по ГОСТ 21424 (рис. 27.18) получила широкое распространение, особенно в приводах от электродвигателей с малыми и средними вращающими моментами. Упругими звеньями здесь служат гофрированные резиновые втулки или кольца трапецеидального сечения, которые надеваются на металлические пальцы одной полумуфты и вставляются в отверстия другой полумуфты. Вследствие сравнительно небольшой толщины втулок муфты обладают малой податливостью и компенсируют небольшую несоосность: D=1…5 мм, D=0,3…0,6 мм, Da£ 1°. Для проверки прочности пальцы рассчитывают на изгиб, а резину – по давлению (смятию) по формуле:

                                   (27.8)

где  z – число пальцев;

D0 – диаметр расположения центров отверстий;

lв – длина рабочей поверхности втулки;

          dп – диаметр пальца.

Рис. 27.18. Муфта упругая втулочно-пальцевая

Пример 27.1. Выбрать муфту МУВП  и проверить втулки на смятие по следующим исходным данным: крутящий момент Т = 500 Н·м, диаметр вала d = 40 мм. Недостающими данными задаться.

Решение.

Принимаем муфту 500–40–1 ГОСТ 21424-75 [5] со следующими характеристиками: крутящий момент Т = 500 Н·м, диаметр вала d = 40 мм, исполнение 1, наружный диаметр D = 170 мм, диаметр расположения центров отверстий D0 = 120 мм, длина муфты L = 225 мм, число пальцев z = 6, длина рабочей поверхности втулки lв = 26 мм, диаметр пальца dп = 18 мм. Рабочее давление:

Вывод. Прочность недостаточна. Принимаем муфту 1000–40–1 ГОСТ 21424-75 [5] со следующими характеристиками: крутящий момент Т = 1000 Н·м, диаметр вала d = 40 мм, исполнение 1, наружный диаметр D = 220 мм, диаметр расположения центров отверстий D0 = 160 мм, длина муфты L = 226 мм, число пальцев z = 6, длина рабочей поверхности втулки lв = 32 мм, диаметр пальца dп = 25 мм. Рабочее давление:

Вывод. Прочность достаточна.

27.6. Управляемые муфты

Управляемые муфты предназначены для соединения или разъединения валов без их остановки. Передача вращающего момента может осуществляться либо за счет зацепления (кулачковые муфты), либо силами трения (фрикционные муфты).

Фрикционные сцепные муфты передают вращающий момент между полумуфтами за счёт сил трения на рабочих поверхностях дисковой (рис. 27.19) или конической формы. Давление на поверхностях контакта создают с помощью устройств и механизмов включения различного типа (пружинно-рычажных, электрических, гидравлических и пневматических устройств). Фрикционные муфты должны обладать надёжностью сцепления, высокой износостойкостью и теплостойкостью контактирующих поверхностей.

 


Рис. 27.19. Фрикционная дисковая муфта

10. Дисковая муфта (рис. 27.19) имеет простейшую конструкцию. Полумуфта 1 закреплена на валу неподвижно, а полумуфта 2 подвижна в осевом направлении, 3 – фрикционная накладка. Среднее контактное давление:

                                           (27.9)

где  Fa – сила нажатия;

d1 и D2 – размеры диска;

[p] – допускаемое давление: для пары сталь – бронза [p] = 0,4…0,5 МПа.

Силу нажатия определяют из соотношения:

                откуда                            (27.10)

                                                   (27.11)

где Dcp – средний диаметр рабочих поверхностей:

                                            (27.12)

Для ограничения условий неравномерного износа принимают D1/D2=2…1,5.

11. Многодисковая муфта (рис. 27.20) имеет две группы дисков: наружные и внутренние. Наружные диски соединены с полумуфтой 1, а внутренние с полумуфтой 2 с помощью подвижного шлицевого соединения. На правый внутренний диск действует сила нажатия Fa от механизма управления, когда все диски прижаты друг к другу и передают крутящий момент Т. При отсутствии силы  Fa диски проворачиваются друг относительно друга без контакта и нагрузки не передают.