2.6.4. Число циклов нагружения
Найденный из кривой выносливости (рис. 2.6) предел выносливости , внесенный в справочники, соответствует базовому числу циклов NG. База напряжений, то есть точка перехода кривой выносливости в прямую, зависит от вида деформации и свойств материала. Например, база изгибных напряжений зубьев колес NFG = 4·106. Для вращательного движения число циклов нагружения (наработку) определяют по формуле:
N = 60·n·Lh, (2.10)
где n – частота вращения в об/мин; Lh – долговечность, ч.
Если наработка N меньше базы NG, то в соответствии с кривой выносливости (рис. 2.6) предельное напряжение должно быть выше. Уравнение кривой выносливости:
. (2.11)
Из него находят предел выносливости при числе циклов N:
, (2.12)
где m – показатель степени кривой выносливости, характеризующий крутизну ветви кривой выносливости, который колеблется в весьма широких пределах в зависимости от размеров образца, наличия концентрации напряжений, упрочнения материала и др.; так, для стальных зубчатых колёс m = 3при расчёте на контактную прочность, m = 6 или 9 – при расчёте на изгиб в зависимости от термообработки.
KL – коэффициент долговечности; , так как предел выносливости в забазовой области не может быть меньше предела выносливости , принятого из справочника. При расчёте зубчатых колес вводят коэффициент долговечности, определяемый как обратная величина KL.
. (2.13)
NB 2.6. При наработке меньше базовой предельные напряжения металла увеличиваются в соответствии с кривой выносливости.
Пример 2.1. Рассчитать коэффициент долговечности зубчатых передач из объёмно закалённых колёс по контактным напряжениям, если ресурс передачи Lh= 8000 ч, частота вращения колеса n = 40 об/мин, база контактных напряжений NG = 36·106.
Решение.
Число циклов нагружения по формуле (2.10): N = 60·40·8000 =19,2·106.
Коэффициент долговечности – формула (2.13):
Рассмотренные факторы учитываются при циклической нагрузке, в расчётах деталей на выносливость.
2.7. Коэффициенты запаса прочности
В инженерных расчётах наибольшее распространение получил расчёт по запасам прочности. Условие прочностной надежности при такой оценке имеет вид:
. (2.14)
В частности, для пластичного материала коэффициент запаса по текучести определяют по формуле:
. (2.15)
От правильности назначения sT зависит степень рациональности конструкции детали. При этом заниженное значение запаса прочности может привести к разрушению детали, завышенное – к неоправданному увеличению массы изделия и перерасходу материала. Факторы, влияющие на запас прочности, многочисленны и разнообразны. Их полный учёт невозможен в связи с взаимоисключением некоторых из них. Принята методика определения допускаемого коэффициента запаса дифференцированным методом. Он заключается в определении как произведения минимального числа коэффициентов
= s1· s2· s3, (2.16)
где s1 – коэффициент, учитывающий точность расчётной схемы, s1=1…1,5;
s2 – коэффициент, учитывающий однородность механических свойств материала, s2=1,2…1,5;
s3 – коэффициент, учитывающий специфические требования безопасности, s3=1…1,5.
Обычно [s] =1,5….2. В каждой отрасли машиностроения выработаны свои нормы запасов прочности для конкретных деталей. Так, например, для стальных зубчатых колёс, подвергнутых объёмной закалке, рекомендуется коэффициент запаса по изгибным напряжениям = 1,8 [9].
При циклической нагрузке на прочность оказывают влияние концентрация напряжений и другие факторы, учитываемые соответствующими коэффициентами. Коэффициенты запаса соответственно по нормальным и касательным напряжениям:
; (2.17)
. (2.18)
В формулах (2.17) и (2.18) и - коэффициенты, учитывающие чувствительность материала к асимметрии цикла; = 0…0,15; = 0…0,1 [9]. Общий коэффициент запаса:
. (2.19)
Обычно [s] > 1,5. При расчёте валов рекомендуется [s] = 2,5…3,5, что гарантирует не только прочность, но и достаточную жёсткость.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.