Паспортная (табличная) динамическая грузоподъёмность С – это такая постоянная нагрузка, которую подшипник может выдержать в течение 1 млн. оборотов без появления признаков усталости не менее чем у 90% из группы идентичных подшипников (т. е. вероятность неразрушения Р = 0,9). Поскольку паспортная грузоподъёмность обычно выше потребной, недолговечных подшипников не 10%, а 3...5%. Остальные подшипники в соответствии с кривой выносливости будут иметь ресурс, превышающий расчётный. Потребная динамическая грузоподъёмность
, (4)
где Р – приведенная нагрузка; р – показатель степени кривой выносливости; принимают р = 3 – для шариковых и р = 3,33 – для роликовых подшипников при вероятности безотказной работы Р = 0,9; а – коэффициент надёжности; выбирают по ГОСТ 18875 и по табл. 3 в зависимости от вероятности неразрушения.
Таблица 3. Значения коэффициента надёжности
Вероятность неразрушения Р |
0,8 |
0,85 |
0,9 |
0,95 |
0,97 |
0,98 |
0,99 |
|||
Коэффициент а |
2 |
1,5 |
1 |
0,62 |
0,44 |
0,33 |
0,21 |
|||
В каталогах (прил. А и др.) значения С указаны с вероятностью Р = 0,9, поэтому принятие в расчётах a = 1 является обоснованным.
Приведенная нагрузка есть такая условная постоянная радиальная нагрузка, которая при приложении её к подшипнику с вращающимся внутренним и неподвижным наружным кольцами обеспечивает такую же долговечность, как и при действительных условиях нагружения и вращения.
, (5)
где X и Y– коэффициенты соответственно радиальной и осевой нагрузок [11]; V – кинематический коэффициент; при вращении наружного кольца V = 1,2; при вращении внутреннего кольца, а также для шариковых сферических подшипников и упорных подшипников V = 1; Кб– коэффициент безопасности [11]; Кт – температурный коэффициент, вводимый при t > 100 °С.
Радиальные нагрузки на подшипники определяют как результирующие реакции опор [6]:
(6)
Расчётную долговечность Lh, следует принимать по ГОСТ 16162: для зубчатых редукторов не менее 5000 ч., для червячных – 10000 ч. Ресурс подшипников Lh принимают либо кратным ресурсу привода tS (см. разд. 11 в [6]), либо равным ему.
Подшипники для переменных режимов работы подбирают по эквивалентной нагрузке Рэи эквивалентной динамической грузоподъёмности. Стандартные классы нагрузки определяются величинами КНЕ = 1; 0,8; 0,63 и т. д. (табл. 5 в [6]), поэтому при переменной нагрузке Рэ = 0,8Р; Рэ = 0,63Р и т. д. По диаметру шейки вала dи потребной динамической грузоподъёмности Сп подбирают подшипник соответствующей серии при выполнении условия
С > Сп, ( 7)
где С – динамическая грузоподъёмность по каталогу, кН.
Подшипники в симметричных конструкциях (рис. 1, а – г) рассчитывают по более нагруженной опоре (по бóльшим Рэ и Сп) и принимают обе опоры одинаковыми. Долговечность более нагруженной опоры определяют из формулы (4):
. (8)
Расчёт на предотвращение пластических деформаций ведут при п < 1 об/мин, в том числе при отсутствии вращения колец подшипника друг относительно друга. Расчётным параметром является статическая грузоподъёмность.
Под статической грузоподъёмностью С0 понимают такую радиальную нагрузку, которой соответствует общая остаточная деформация тел качения и колец в наиболее нагруженной зоне контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения (0,0001 dw). При выборе подшипника должно выполняться условие
, (9)
где F0 – приведенная статическая нагрузка; она определяется как бóльшая из результатов расчёта по формулам:
(10)
где Х0 и Y0– коэффициенты радиальной и осевой статических нагрузок соответственно; например, для радиальных однорядных шарикоподшипников Х0 = 0,6; Y0= 0,5 [11].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.