марки (I), из проволоки без покрытия (-), правой крестовой свивки (-), нераскручивающийся (Н) [6].
Условное обозначение принятого каната:
канат-20,5-Г-I-Н-1764-ГОСТ3077-80.
3.4. Определение размеров барабана
Принят нарезной двухканатный барабан с однослойной навивкой.
Диаметр барабана по дну канавки, мм:
Dб = dk×( h1 – 1 ), (4)
где h1 – коэффициент выбора диаметра барабана (h1 = 20 [7]).
Dб = 20,5×(20–1)=389,5
Принято Dб = 400 мм.
Минимальный диаметр барабана по средней линии навиваемого каната D, мм:
D = Dб +dk, (5)
D = 400+20,5 = 420,5 мм.
Поскольку в задании не оговорены особые условия работы крана, принимаем нормальную канавку. В этом случае шаг навивки зависит от диаметра каната. При dk =20,5 мм t=24,19мм [2].
Полная длина двухканатного барабана Lб, мм:
Lб = 2× (Lр + Lз) + Lн , (6)
где Lр – длина рабочей части барабана, мм:
, (7)
где Н – высота подъема груза, м (Н=10);
t – шаг навивки каната на барабан, м (t=0,02419);
м.
Lз – длина участка, необходимого для закрепления каната, мм:
Lз = (1,5…2)t , (8)
Lз = 2×0,02419 = 0,048 м.
Длина ненарезанной части барабана Lн принимается в зависимости от кратности полиспаста при uп = 2 равной 150 мм.
Lб = 2×(0,51 + 0,048) + 0,15 = 1,266 мм.
Принято Lб =1,27 м.
Толщина стенки барабана d определяется по эмпирической формуле, мм:
d = 0,01×Dб + 0,003 (9)
d = 0,01·400 +3 = 7 мм.
Принимается d = 10 мм.
Принятый барабан проверяется на соотношение длины Lб и диаметра Dб барабана.
Рассчитанные параметры барабана принимаются окончательно, если
выполняется условие:
Lб /Dб 4,5
1,27 / 0,4 = 3,2.
Условие (10) выполняется.
3.5.Определение потребной мощности. Выбор двигателя.
Статическая мощность двигателя Pст, кВт:
(11)
где u - скорость подъема груза, м/с (= 0,125 м/с);
h - к.п.д. механизма подъема (h = 0,9 [5]);
hп - к.п.д. полиспаста (hп=0,99)
.
Потребная мощность двигателя Pдв, кВт:
Pдв=(0,7…0,8) Pст , (12)
Pдв=0,7×35,2=24,6 кВт.
По потребной мощности Рдв с учетом режима работы 3М (ПВ=25%) принимается крановый электродвигатель фазным ротором MTF 411-6, имеющем при ПВ = 25% номинальную мощность Pном = 27 кВт и частоту вращения n=955 мин-1, момент инерции ротора Ip = 0,5 кг×м2, максимальный пусковой момент двигателя Тmax = 650 Н×м, диаметр выходного вала d=65 мм, диаметр корпуса двигателя D=396 мм [5 таблица 3.5].
Номинальный момент двигателя Тн , Н×м:
, (13)
270 Н×м.
3.6. Кинематический расчет механизма
Частота вращения барабана nб, мин-1:
; (14)
с-1.
Общее передаточное отношение u:
u = nдв /nб , (15)
u = 15,91/0,303 = 52
Момент на тихоходном валу редуктора:
, (16)
Н×м.
Принимается редуктор цилиндрический, горизонтальный, двухступенчатый,
крановый типоразмера Ц2-500 с передаточным числом up = 50 и вращающим
моментом на тихоходном валу Т=21,2 кН×м [5 таблица 4.3].
Компановка лебедки подъема приведена на рисунке 4.
3.7. Подбор соединительных муфт
С помощью муфты соединяется вал двигателя с входным валом редуктора. Муфта на приводном валу должна иметь тормозной шкив. На ведущий вал для смягчения ударных нагрузок рекомендуется устанавливать упругие муфты.
Расчетный момент Тр, Н×м:
Тр = k1×k2×Tc, (17)
где k1 – коэффициент, учитывающий степень ответственности механизма (k1 =
= 1,2 [2]);
k2 – коэффициент, учитывающий режим работы механизма (для 4М k2 =
= 1,3 [2]);
Tc – наибольший статический момент на валу муфты, Н×м:
(18)
Н×м;
Тр = 1,2×1,3×347 = 541,6 Н×м.
Необходимые при выборе муфты геометрические параметры представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Геометрические параметры электродвигателя и редуктора [5]
Электродвигатель |
Редуктор |
||
Длинахвостовика L1, мм |
Диаметр вала d, мм |
Быстроходный вал |
|
Диаметр вала d1, мм |
Длина посадочнойчасти l1, мм |
||
140 |
65 |
60 |
108 |
Принимается муфта упругая втулочно-пальцевая с тормозным шкивом. Основные характеристики выбранной муфты представлены в таблице 5.
Диаметр тормозного шкива Dт, мм |
d, мм |
Ширина тормозного шкива Вт, мм |
Длина муфты L, мм |
Допустимая частота вращения n, мин-1 |
Наибольший Передаваемый крутящий момент Мкр, Н×м |
Масса, кг |
Расчетный мо- мент инерции муфты, кг×м2 |
|
тормозного шкива |
полумуфты |
|||||||
300 |
60 |
65 |
145 |
286 |
2650 |
800 |
60 |
0,6 |
Кроме этого тихоходный вал редуктора, выполненный в виде зубчатой полумуфты, соединяется со второй половиной полумуфты, являющейся отъемным фланцем барабана и крепящегося к нему при помощи болтов.
Основные размеры тихоходного вала редуктора, выполненного в виде зубчатой полумуфты, представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Основные размеры тихоходного конца вала редуктора, выполненного в виде
зубчатой полумуфты [5].
Модуль зацепления m |
Количество зубьев z |
Делительный диаметр D1, мм |
Толщина зуба b, мм |
Внутренний диаметр dвн, мм |
6 |
48 |
288 |
40 |
140 |
3.8. Проверка двигателя на надежность пуска
Выбранный двигатель проверяется на надежность пуска по ускорению подъема груза.
Фактическое ускорение при пуске aср, м/с2:
(19)
где tп – время пуска, с:
(20)
где Iр – момент инерции ротора двигателя, кг×м2 (Iр = 0,5 кг×м2);
Iм – момент инерции муфты с тормозным шкивом, кг×м2 (Iр = 0,6 кг×м2);
Iгр – момент инерции груза, приведенный к валу двигателя, кг×м2:
(21)
кг×м2;
d - коэффициент, учитывающий неучтенные вращающиеся и поступательно
движущиеся массы механизма подъема груза (d = 1,1 [7]);
Тср. п – средне пусковой момент двигателя, Н×м:
Тср. п = (1,5…1,6)Тн (22)
Тср. п = 1,6×270 = 432 Н×м;
с;
м/с2.
Должно соблюдаться условие:
аср £ а, (23)
где а – наибольшее рекомендуемое допустимое ускорение механизма подъема
груза, м/с2 (а = 0,7 м/с2 для кранов, работающих при массовых перегру-
зочных работах [7]).
0,13 м/с2 £ 0,7 м/с2.
Условие (23) выполняется, следовательно, двигатель выбран правильно.
3.9. Выбор тормоза. Определение тормозного момента
Тормоз выбирается по диаметру тормозного шкива выбранной втулочно-пальцевой муфты.
Принимается тормоз колодочный с электрогидротолкателем ТКГ-300,
имеющий наибольший тормозной момент Тнт = 800 Н×м, массу m = 100 кг [5]. Выбранный тормоз прижимает колодками тормозной шкив диаметром Dт = 300
мм, что соответствует выбранной ранее втулочно-пальцевой муфте с тормозным шкивом.
Тормозной момент Тт, Н×м:
Тт = k×Tc, (24)
где k – коэффициент запаса торможения (для режима работы 3М k = 1,75 [6]);
Тт = 1,75×347 = 607 Н×м.
Тормоз развивает момент больше требуемого.
3.10.Прочностные расчеты элементов
Так как Lб /Dб > 2,5, то барабан проверяется на прочность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.