2. Инновации в ассортименте производственного предприятия
Инновационная политика — деятельность, направленная на объединение всех видов нововведений и создание на предприятии условий, стимулирующих разработку и внедрение новой, а также улучшение качества производимой продукции при условии повышения рентабельности ее производства и сбыта.
Основная цель инновационной политики — поиск идей по созданию новой конкурентоспособной продукции, прогрессивных технологий производства традиционных товаров, обеспечивающих улучшение их качества и удешевление.
Инновации (нововведения) могут осуществляется в различных сферах: в товарах, организационных формах и структуре предприятия, методах сбыта, рынках и т.д.
К новым принято относить товары:
· не имевшие аналогов на рынке до их появления;
· имеющие товары–аналоги по назначению и способу применения, но обладающие значительными усовершенствованиями;
· являющиеся старыми для одних рынков, но новыми для данного (товары с рыночной новизной);
· новой сферы применения.
Новизна товара может иметь разную природу, содержание и степень и обусловливается инновациями.
Инновация — это реализация прогрессивного открытия, изобретения, усовершенствования.
Инновация характеризуется следующими составляющими:
· идеей, или концепцией, направленной на удовлетворение потребности;
· совокупностью функций, обеспечивающих удовлетворение потребности;
· решением о внедрении инновации и технологии ее реализации, обеспечивающими результативность новшества в целом.
Последняя составляющая определяется наличием у предприятия знаний и опыта, материалов, оборудования и технологий для реализации новшества в ассортименте.
Различают внешние и внутренние мотивы к инновациям в ассортименте:
К внешним мотивам относят:
· насыщенность рынка существующими товарами;
· изменения в предпочтениях потребителей;
· угрожающая позициям предприятия политика конкурентов и др.
Внутренними мотивами инноваций, как правило, являются:
· стремление к повышению конкурентоспособности товара на рынке;
· желание уменьшить риск, связанный с низким качеством и узким ассортиментом товара;
· выход на новый для предприятия рынок и т.п.
Природа новшеств и содержание их концепции позволяют разделить инновации на 2 вида:
1. инновации технологической природы;
2. инновации коммерческой природы.
Инновация технологической природы изменяет и создает иные условия производства товара и определяется применением новой технологии, новой компоненты, нового ресурса, материала, созданием нового продукта, новых изделий, нового физического состояния и т.д. Конкурентное преимущество, полученное на основе технологических инноваций является более устойчивым, длительным, но при этом более затратным и рискованным.
Коммерческие инновации менее рискованны и затратны, но полученное таким образом конкурентное преимущество менее сильно, длительно и устойчиво, часто — легко копируемо.
Источником инноваций коммерческого характера является в основном рынок, а инноваций технологического характера — как рынок так и функциональные и прикладные исследования. Оба источника дополняют, а не исключают друг друга. Эффективным считается соотношение между ними 3:1 - 5:1 в пользу первого, то есть в пользу стратегии вытягивания нового товара. Эта стратегия отличается непосредственным коммерческим эффектом. Стратегия же, основанная на функциональных и прикладных исследованиях, более затратная и более рискованная, но ориентирована на устойчивое конкурентное преимущество.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.