Взаимодействие Церкви и молодежи

Страницы работы

Содержание работы

Выступление перед педагогами и социальными работниками Московской области на конференции "Молодежь В 21 веке" (Московская духовная академия, декабрь 2000 г.).

XX век показал нам, что Церковь умеет выжить, не работая с молодежью. За 70 лет запретов, гонений мы не могли общаться с молодежью, но Церковь выжила, потому, что в ней есть Христос. И, значит, взаимодействие Церкви и молодежи нужно молодежи гораздо больше, чем Церкви. Это скорее ваша проблема, чем наша. Говоря это, я не собираюсь переложить лишь на вас, светских педагогов трудности работы с молодежью. Я лишь поясняю, что идя на эту встречу, приходя к вам, мы не какие-то свои корыстные интересы преследуем; это бескорыстная помощь Церкви нашему будущему и нашим детям.

Главный же вопрос при завязывании любого начинающегося сотрудничества - это вопрос о его целях. Зачем же это нужны такого рода контакты, диалоги? Зачем они нужны не нам, но тем, о ком мы говорим - молодым людям?

Во-первых, для того, чтобы дать молодому человеку большую степень свободы, свободы от современности. Нам сегодня слишком часто говорят о том, что школа должна адаптировать детей к жизни в современном мире, и под этим понимается принятие системы ценностей, которое возвещается современной идеологией. Мне кажется, что у Церкви и классической школы сегодня есть повод для союза в противостоянии этому современному духу. Призыв "адаптироваться к современности", на мой взгляд, предполагает слишком много чести для современности. Может, не к современности лучше "адаптироваться", а к совести? Впрочем, "адаптироваться к морозу" может означать не призыв самому стать холодным, а, напротив, учесть реальный холод за окном и найти одежду потеплее. "Учесть вызовы современного мира" может означать не капитулировать перед этими "вызовами", а утвердиться в исповедании своих, консервативных ценностей.

У Марины Цветаевой была замечательная строчка: "У меня есть право не быть собственным современником". В самом деле, Церковь предоставляет нам право выбора. Чьим современником я хочу быть, современником Филиппа Киркорова и его жены, или Достоевского? Жириновского или Андрея Рублева? Церковь позволяет человеку дышать воздухом не только своего столетия, не только своего поколения.

Вы прекрасно знаете, что молодой человек, конечно, бунтарь, он бунтует против традиционных авторитетов, но в итоге отдает себя в тотальное рабство авторитетам дворовым, киношным и т. д. Это тоже рабство, и от него тоже надо уметь освобождать человека. Церковь предлагает иную систему ценностей, показывает, что иным взглядом можно смотреть на этот мир.

Я опять скажу словами Цветаевой, которая в одном из писем говорит так: "Как удивителен русский язык, в нем есть выражение "на том свету". Вы только задумайтесь, тот свет, иной свет вещи иначе освещенные, иначе увиденные. Пока будет живо выражение, в русском языке будет жить и русский язык, будет жить и русский народ". Вот Церковь и предлагает возможность иначе посмотреть на мир, глазом инока - в иной перспективе, в иной системе ценностей. Это и есть одна из степеней свободы от тоталитарной пропаганды, которая ведется в средствах массовой информации, с телеэкранов.

Вторая необходимость, мотивирующая наше сотрудничество - необходимость защиты молодых людей от тоталитарных сект.

Я убежден, что сегодня необходимо в каждой школе, в каждом институте, в каждом молодежном кружке вводить предмет "техника религиозной безопасности", хотя бы в рамках курса ОБЖ ("Основы безопасности жизнедеятельности"). Как детей учат сейчас защищаться от изнасилования, от шарлатанства, обмана, защищать свои права покупателя или потребителя - вот так же надо учить защищаться от сектантских вербовщиков. Сегодня знание богословия уже не интеллектуальная роскошь. Сегодня надо знать богословие, не для того, чтобы при случае процитировать блаженного Августина или Иоанна Златоуста или же показать свою осведомленность в тех или иных областях иконописи. Знать богословие сегодня необходимо, для того чтобы остаться свободным человеком, чтобы не попасть в секту.

Но с другой стороны, именно потому, что я сказал о технике религиозной безопасности, я должен заметить, что, может быть, это единственная область, где Церковь может производить хоть какую то технологию. Да, здесь у нас есть конкретные советы - как отличить секту от нормальной религиозной традиции, как разоблачить те или иные сектанские доводы, их методики действия и т. д. Но:

Есть такой принцип в человеческих взаимоотношениях: чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Чтобы не разочароваться нам в наших контактах друг с другом, я хотел предостеречь Вас сейчас, чтобы Вы избежали чрезмерного очарования реальной православной церковной жизнью.

Знаете, когда тот персонаж, которого Достоевский назвал "духом сверхчеловечески умным и злобным", подступает к человеку, чтобы воспрепятствовать начавшемуся у того сближению с Церковью, он действует довольно однообразно. Первая полоса препятствий: в сознание человека вкладывается нечистым духом вопрос: "Слушай ну куда ты идешь, ты, что не замечаешь, куда ты идешь? Ты же - порядочный человек, интеллигент, и вот теперь ты собираешься к этим старухам идти? И вообще ты что - "Московский комомолец" не читал, что ли? Да все эти попы в этой Церкви - хапуги, развратники, проходимцы, лицемеры!". Но если человек сумел преодолеть эту карикатуру на Церковь и идет к Церкви, то есть вторая, более изощренная полоса препятствий. Тот же самый товарищ из-за левого плеча влагает в него другую мыслишку: "Слушай, ну куда ты идешь, там же в Церкви все святые, там сплошная святость, а ты? Со своим свиным рылом - и в их калашный ряд. Ты что? Живи как все и не рыпайся. Куда тебе к этим святым, живи обычной жизнью и не прыгай выше своей головы!". Тогда у человека возникает завышенное представление о Церкви. А потом достаточно показать даже не то, что грех церковного человека, а обычно бытовую подробность - и человек ужаснется: "Это надо же, кто же мог подумать, а они, оказывается, такие же, как мы и нчем не лучше и вообще они не святые!".

Похожие материалы

Информация о работе