Из дневниковых записей святителя ФЕОФАНА (БЫСТРОВА)
Во время I Вселенского собора было два способа празднования Пасхи: восточные церкви (т.е. малоазийские) праздновали ее 14 нисана, в какой бы день недели это число ни случилось, а наоборот, Римская церковь праздновала ее в первое воскресенье после 14 нисана. Что же об этих двух различных временах празднования
Пасхи говорят в своем послании к церкви александрийской отцы первого Вселенского собора ? А вот что: "сообщаем вам радостную весть и о согласии касательно времени празднования святейшей Пасхи: по вашим молитвам и это дело решено так, что все восточные братья наши, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят ее по нашему обычаю". Следовательно, отцы I Вселенского собора совершенно ясно одобряют тот обычай празднования Пасхи, который был принят в церкви римской, т.е. после пасхи иудейской. Ошибочные правила пасхалии, которыми западная церковь теперь руководствуется при определении времени празднования
Пасхи, уже потому не могли быть утверждены I Вселенским собором, что они ведь окончательно были разработаны римским аббатом Дионисием Малым, жившим спустя два столетия после I Вселенского собора (в VI веке).
По канонам, как они формулированы Властарем, Пасху должно праздновать "в первый воскресный день за полнолунием, которое было или в самый день весеннего равноденствия, или непосредственно после оного, но не раньше весеннего равноденствия, после пасхи еврейской". Таков же смысл и вышеприведенного послания отцов I Вселенского собора к александрийской церкви. Собор постановил праздновать Пасху во всей Церкви в одно время, именно: в первый день по полнолунии весеннего равноденствия (Евсевий. О жизни Константина III, 13.17.18
Сократ 1,9. Феодорит 1,9,10). (Деяния, т.1, стр.12).
Деяния I Вселенского собора не сохранились. Заимствуются из Сборника деяний
Никейского собора, изданного Геласием Кизическим, жившим в конце V века.
На третьем Вселенском соборе рассматривалось, между прочим, и дело о раскаявшихся четыренадесятниках. Имена их: Рудий, Исихий, Руфин, Евгений,
Фавстий, Далматий, Александр, Флавиан, Полихроний, Евстафий, Евтихий, Плакидий,
Евтихий, Патрикий, Стратоник, Феодор, Александр, Мариниам, Кириак, Авксентий,
Диомид и Зенон. В покаянных грамотах они пишут: "Анафематствую всякую ересь.
Анафематствую и тех, которые празднуют день святой Пасхи не так, как празднует кафолическая апостольская Церковь1". (Деяния Вселенских соборов, т.1, стр.329-334).
Авторитет архиепископов александрийских в вопросах пасхалии Восточная Церковь признает бесспорным и окончательным. Пред этим авторитетом приходилось преклоняться и самим римским папам, когда они пытались защищать свой 84-летний цикл (круг) против пасхалии александрийской. Если лишь одно правило (канон), запрещающее праздновать Пасху вместе с иудеями. Григорианская пасхалия нарушает этот канон.
Наука в ее наличном состоянии не может предложить своих услуг для "исправления" пасхалии. По самой своей задаче пасхалия берет так мало у астрономии, как только это возможно. Числа пасхалии в астрономическом смысле недостаточно точны, но приведены в систему весьма простую и логически обоснованную, так что поправки в пасхалию невозможно ввести. Для пасхалии "весеннее равноденствие" вовсе не имеет того значения, какое ему приписывают григорианские реформаторы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.