подвижническом пути:«три этапа или момента можно различить в духовном процессе: покаяние, очищение, совершенство... Раскаяние в грехах, очищение от страстей, и совершение в любви и восторге. Токой духовный путь по мнению преподобного должен пройти подвижник».[3]
2.1. Покаяние как начало подвижнеческого пути.
К покаянию преп. Исаак прилагает следуещие эпитеты: «высшая блаодать», “дверь милости ” , “вторая благодать” (после крещения), “второе возрождение от Бога.” .” И вместе с тем это не только момент, но и постоянный мотив подлинной жизни т.к. покаяние никогда не может быть окончательным.[4] Покаяние не должно ограничиваться только определенным периодом в жизни человека и не должно считаться уделом определенной категории людей. В этом смысле покаяние универсально.
Покаяние есть обращенность в будущее и желание сохранить свое будущее неоскверненным от греха, он определяет покаяние как,«приближающееся к Богу неослабное прошение обоставлении прошедшего и мольба о хранении будущего ».[5] Покаяние есть, некий трепет души пред вратами рая.
О покаянии говорится как о втором крещении, Бог не захотел, чтобы человек из-за злоупотребления своей свободой лишился уготованного ему блаженного состояния. Поэтому покаяние является возобновлением благодати крещения, утраченной в результате грехопадения: « как благодать на благодать, людям дано по крещении покаяние. Ибо оно есть второе возрождение от Бога ».[6] Исаак говорит о покаянии как мученичестве:истинно кающийся есть живой мученик,он увенчивается раньше. Покаяние начинается с чувства собственной греховности, появляющегося в человеке под действием благодати Божией. И результатом и плодом покаяния является прощение грехов. Это прощение следует непосредственно за покаянием, и причиной является безмерная любовь Бога к человеку: «Поскольку же лицо Его на всякий миг обращено к прощению, Он... изливает на нас обильную благодать, которая, подобно океану, не знает меры. И тому, кто показывает хотя бы малое страдание и волю к сокрушению о происшедшем, Он сразу, в тот же час, без промедления дарует прощение грехов».[7] Поэтому христианин никогда не должен сомневаться в том, что его грехи прощаются Богом, когда он приносит покаяние — даже если речь идет о тяжких грехах. Покаянию приличествуют слезы, они были неотъемлемой частью монашеского опыта Исаака. Деланием монаха является плач покаяния, рождение в человеке покаянного плача означает вступление его на путь к Богу.
2.1.1. Отречение от мира.
Плач и покаяние прологают путь к истиной радости и утешению, от плача приходит человек к истинной чистоте. И ради этого чувства убегает человек от мира и людей. Покаяние тесно связано с безмолвием, как и покаяние безмолвие ищет уединения. Безмолвие это уединение души пред лицом Божиим. Одиночество это внутренний исход души из мира, внутренняя установка. И мир по отношению к человеку не внешен, это также некая внутренняя реальность. « С умозрительной точки зрения мир такая «вещь», такое состояние которое вбирает в себя все что называется страстью».[8] Мир считает преподобный,слагается из страстей, как из своих составных элементов. “Страсти суть части преемственного течения мира, и где прекращаются страсти, там мир останавливается в своем преемстве... Где страсти прекращают свое течение, там мир умирает”.[9] Поэтому отречение от мира это уже новая установка ума. Мир есть рассеянность и рассеяние ,и отречение от него есть уже постоянство, собранность и крепость души. Душа по природе своей бесстрастна и кружение страстей это вовлечение в мир. Страсть есть новое исступление, выпадение души из своего “первобытного чина.”Но душа может выйти из мира это для нее возвращение к себе. Вследствии этого покаяние есть постоянный исход из мира, изменение смыслов, образа мыслей ( метанойя) -новая установка ума, возвращение ее првоначального вида. Покаяние это возвращение ( антонопулус ), обращение мыслей к прежнему строю, возвращение утерянного рая, возвращение к себе.
Страсти которые привязывают к миру рождаются через чувства, через чувственность. Эта чувственност и подвластность чувственным впечатлениям – есть нечистоа душу. Но главное чувственные образы слепят душу, заслоняют подлинное ведение, страсти же ими разжигаемые совсем сжигают ведение. Поэтому душа нуждается в очищении.
2.2. Очищение.
С миром человек связан через чувственность, чувственные образы мешают подлинному ведению. В погашении чувств заключается очищение души, тогда она начинает видеть истинный мир. . Чувсвенное есть нечто противоественное, « движение души в мятущихся страстями». Естественное состояние души, ведение (гнозис) Божиих тварей, чувственных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.