Второе Послание к Коринфянам

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  12

Второе Послание к Коринфянам

Отправив в Коринф свое первое послание,  ап.  павел хотел подождать его результатов.  Сам же этим временем хотел довести до конца   свои   проповеднические   дела    в    Ефесе.    Но обстоятельства изменились.  Возмущение  Димитрия  Среброковача заставило апостола немедленно покинуть Ефес.  В  Коринф  Павел посылает своего ученика Тита, а сам отправляется в Троаду.

Ожидательное настроение апостола было  до  такой  степени напряженно, что   он  для  ускорения  своей  встречи  с  Титом поспешил в  Македонию,  несмотря   на   то,   что   в   Троаде обстоятельства благоприятствовали проповеди. Встреча с Титом в

Македонии возвратила  спокойствие  ап.  Павлу.  Здесь  же   он увиделся с Тимофеем, направлявшимся в Коринф.

От Тита ап.  Павел узнал,  что,  во-певрых,  его послание произвело в  коринфянах  сильную печаль,  которая привела их к покаянию, возбудила  усердие,  желание  исправиться.  Но   Тит сообщал Павлу и о том, что его упорные противники изо всех сил старались поколебать   апостольский   авторитет.    Не    имея возможности ни  в  жизни,  ни  в  учении  апостола  указать на что-нибудь неодобрительное,  они усиливались придать  какое-то необычайно важное    значение    в    глазах   коринфян   тому обстоятельству, что апостол несколько раз изменял план  своего посещения коринфян.  Очевидно,  этим они хотели набросить тень изменчивости и непостоянства на характер ап. Павла и возбудить сомнение в  верности и самого его учения.  Дошло до того,  что некоторые коринфяне  опустились  до  насмешек  над  внешностью апостола.

2 Кор.  10:10 - "некто (из коринфян) говорит: в посланиях он строг  и  силен,  а  в  личном  присутствии слаб и речь его незначительна".

2 Кор.  11:6.  Павел сам признается:  "Хотя я и невежда в слове, но  не  в  познании".   Павел   не   обучен   софистике

(красноречию) и    риторике    (логике   слова).   Слова   его невежественны (греч.:  "идиотис",  что означало "частное лицо, не участвующее в общественной, религиозной или государственной деятельности". В  дальнейшем  это   слово   стало   обозначать человека без специальных знаний, любителя, профана).

Складывается впечатление,  что  коринфяне  опустились  до насмешек над  внешностью Павла.  Он слаб телом,  он не оратор.

Описание внешности  Павла  дошло  до  нас   в   апокрифических

"Деяниях Павла и Феклы" (ок.  200 г.). Это описание очень мало льстит апостолу,  но вполне  может  быть  признано  правдивым.

Апостол предстает   человеком   небольшого  роста,  с  кривыми ногами, редкими  волосами,  сросшимися  бровями,   крючковатым носом. Невысокий  лысеющий  кривоногий  человек  с крючковатым носом и косматыми бровями - не очень впечатляющий  портрет.  И

слушатели апостола, видимо, забавлялись этим.

Время и место написания

Временем написания 2 Кор. был тот же 57-й или 58-й год, в который написано  и  первое  послание.  Местом  написания была

Македония, как это видно из указаний самого послания.  Древние рукописи более  определенно  указывают  на  Македонский  город

Филиппы.

В Апостоликоне

Знамения к Коринфяном втораго послания

О Божественной славе

О похвалении послушания

О Новом и Ветхом Завете (законе)

Об Апостольстве Павлове

О Боголюбии

О еже в рай до третьего небесе восхищении

Сказание к Коринфяном втораго послания Св. Ап. Павла

Сие посылает от Македонии...

Иное сказание

О лжеапостолах

О благодати Божией

О подвигах духовных

Структура 2 Кор.

Как и  1 Кор,  послание начинается с обращения (1:1-2) от имени апостола и его секретаря Тимофея:  "Благодать вам и  мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа".

За обращением следует благодарение (1:3-14): "Благословен

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякаго утешения".

Апостол благодарит  Бога  за утешение в скорби.  Утешение идет нисходящим путем:  Бог утешает апостола, апосторл утешает пасомых. Утешение пасомых есть участие в скорбях апостола.

Затем идет  учение  о  Троице  и  Св.   Духе   (гл.   1), об откровении (2:3-6), о новозаветном и ветхозаветном служении

(3:7-4:6), о силе веры (4:7-5:11),  об  апостольском  служении

(5:11-7:16).

Главы 8  и  9  посвящены  вопросу  о   сборе   в   пользу

Иерусалимской церкви.

Дело сбора поручается Титу и двум другим братьям, в одном из которых древние толкователи видели евангелиста Луку (8:18):

"С Титом послали мы также брата,  во всех церквах похваляемого за благовествование".  Обычно "благовествование" отождествляют с Евангелием от Луки. Но оно в то время (57-й год) еще не было написано, а  Евангелием  называлось христианское благовестие в общем смысле.  Однако Лука мог быть одним из братьев,  т.к.  в

Деян. 20  повествуется  в  первом  лице множественного числа о совместном путешествии через Македонию в Элладу. В этих главах

Павел подчеркивает,  что  для  жертвователей  участие  в сборе имеет значение    общехристианского     единства.     Единство христианского мира есть единство в Церкви иудеев и эллинов.

Личность ап. Павла

Во 2  Кор.  (гл.  11)  перечисляются  перенесенные Павлом невзгоды и страдания. И мы удивляемся, как мало знаем о нем.

Во время  написания 2 Кор.  Павел находился в Ефесе,  что соответствует периоду,  описанному в  главе  18  Деяний.  Если сопоставить все, что выпало на долю апостола и Деян. и 2 Кор., то в Деян.  описана примерно четверть всех невзгод,  гонений и бедствий, которые пришлось перенести апостолу.

11:25 - три раза апостола били палками,  однажды побивали камнями, три раза Павел терпел кораблекрушение.

Три раза  апостола  били  палками.   Это   было   римское наказание. Оно  не  должно  было  вообще  случаться,  т.к.  по римскому праву   бичевание   римского   гражданина   считалось преступлением. Но   если   толпа   буйствовала,  а  судья  был слабохарактерным, Павла,  несмотря  на  римское   гражданство, подвергали такому наказанию.

11:24. От иудеев пять раз дано  было  по  40  ударов  без одного.

По Втор.  25:1-3 бичевание не должно  было  превышать  40

ударов, в   противном  случае  палача  (наказывавшего)  самого подвергали бичеванию. Поэтому наказание всегда прекращалось на

39-м ударе.

В Мишне (?) детально описано  бичевание.  Его  производил священник с  помощью кожаного ремня.  Наказуемый получал треть

(10) ударов спереди и две трети (30)  сзади.  Если  преступник умирал под ударами, наказывающий не виноват, но если наносился хотя бы один лишний удар и наказуемый  умирал,  то  священника изгоняли.

29 июня.  свв.  Первоверховных Апостолов  Петра  и  Павла

(бденный праздник).

На Литургии звучит зач. 193 (2 Кор. 11:21-12:9).

Братие, о немже аще дерзаети кто (хвалиться) (несмысленно глаголю) дерзаю и аз.

Павел очень  ярко  свидетельствует  о  своих апостольских трудах и  подвигах.  Три  раза  его  били  палками,   побивали камнями, три   раза   он   терпел  кораблекрушение.  Постоянно пребывал в  опасностях   от   разбойников,   единоплеменников, язычников, от лжебратии. В труде и изнурении, бдении, в голоде и жажде, в посте, на стуже и в наготе.

Апостол говорит  и о награде за свои труды - о восхищении в рай,  до третьего неба.  И об искушении - о  жале  в  плоть, ангеле сатаны.   О  словах,  сказанных  ему  Иисусом  Христом:

"Довлеет да благодать Моя,  сила бо Моя в немощи совершается".

Поэтому Павел охотнее хвалится своими немощами,  чтобы обитала в нем сила Христова.

2 Кор. 11:21-12:9.

Если кто  смеет  хвалиться   чем-либо,   то   (скажу   по неразумию) смею и я.  Они Евреи?  и я.  Израильтяне? и я. Семя

Авраамово? и я.  Христовы служители?  (в  безумии  говорю:)  я больше. Я гораздо более был в трудах,  безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.  От иудеев пять раз  дано мне было  по  сорока  ударов  без  одного.  Три раза меня били палками, однажды  камнями  побивали,   три   раза   терпел   я кораблекрушения, ночь  и  день пробыл в глубине морской (Деян.

главы 14,  16, 27). Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках,   в  опасностях  от  разбойников,  в  опасностях  от единоплеменников, в опасностях от язычников,  в  опасностях  в городе, в  опасностях  в  путсные,  в  опасностях  на море,  в опасностях между лжебратиями.

В труде и подвизе, во бдении множицею, в алчбе и жажди, в пощениих многащи,  в  зиме   и   наготе.   Кроме   посторонних приключений у  меня  ежедневное стечение людей,  забота о всех церквах.

Кто изнемогает,   с   кем   бы  и  я  не  изнемогал?  Кто соблазняется, за кого бы и я не соблазнялся?  Если должно  мне хвалиться, то буду хвалиться немощию моею...

В Дамаске областной правитель  царя  Ареты  стерег  город

Дамаск, чтобы схватить меня,  и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук (Деян. 9).

(О себе):  12:1 - знаю человека во Христе,  который назад тому 14 лет (в теле ли - не знаю,  вне ли тела - не знаю:  Бог весть) восхищен был до третьего неба...

12:4. Он  (т.е.  Павел)  был  восхищен  в  рай  и  слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать...

Таким человеком могу хвалиться,  собою же  не  похвалюсь, разве только немощами моими...

12:7. А   чтоб   я   не   превозносился   чрезвычайностью откровений, дано  мне  жало  в плоть,  ангел сатаны - удручать меня, чтоб я не превозносился.  Трижды молил я Господа о  том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей,  ибо  сила  Моя  совершается  в  немощи".

(довлеет ти благодать Моя,  сила бо Моя в немощи совершается).

И потому я гораз-до охотнее буду  хвалиться  своими  немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Жало и благодать

2 Кор.  12:7  - "Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало  в  плоть,  ангел  сатаны,  удручать меня, чтоб я не превозносился".

Жало (греч.:  сколопс ти сарки,  ангэлос  сатана;  слав.:

"пакостник плоти").  "Сколопс" - не только "жало", но и столб, к которому привязывали осужденного к  сожжению

Похожие материалы

Информация о работе