В 1883 году, после завоевания греками независимости, начинается новый период в истории Патриархата. Теперь Греческая церковь столкнулась с трудностями жизни под руководством патриарха, привыкшего находиться в тени турецкого султана. Отношения между греческой церковью и патриархом все еще оставались скрытными, более скрытными, чем между патриархом и какой-нибудь из ветвей Православия. Значительным событием в патриархальной истории была открытие Патриархией в 1844 году на острове Халки при городе Константинополе высшей теологической школы для обучения греческого духовенства. Благодаря законодательству государства об образовании не православном востоке, в особенности нуждающиеся в соответствующем теологическом образовании, дождались того, что такой институт был основан. Школа на Халки сохранила свое теологическое значение для патриархата вплоть до насильственного закрытия ее турками в 1972. Конечно, в Константинополе долго существовала несколько школ для обучения певцов, которые во многом были прямо или косвенно связаны с Патриархатом и которые воспитывались такими ведущими наставниками, как Адаманта Koraes .При Кемале Ататурке в 1921 г. положение Патриархата становится все более опасной. Это естественным образом зависело от численности и состояния греческого населения в городе. На этот момент в Константинополе было около 100 тыс. греков. Но к концу 1 Мировой, в особенности после разгрома греческой армии у Смирны в 1922, после греко-турецкой войны и катастрофы в Малой Азии, судьба Константинопольского Патриархата оказалась подвешенной в воздухе. Естественно, что турецкое правительство теперь желает избавиться совершенно от Патриархата. В 1923 году, спустя один год, в результате большой интервенции, был подписан договор в Лозанне. Так был дан сигнал, по которому все греки Малой Азии и большинство турок в Греции были департированы. Исключением в этом обмене населением были турки западной Фракии и греки, живущие в Константинополе, которым было разрешено остаться там, где они находились. Но наиболее важным для Православной Церкви было то, что таким образом давались гарантии дальнейшего существования Патриархата на своей исторической родине. Не только турки и греки подписали пакт, но и Франция, Англия, Италия и США, что свидетельствует о гарантиях на будущее для Константинопольского Патриархата. Но последний в скором времени оказался заложником в политической игре, которая велась между Грецией и Турцией. Это стало очевидно с появлением Кипрской проблемы. Для того, чтобы оказать давление на Грецию, турецкое правительство стремилось обосновать соответствующим образом подчиненность положения Патриархата. В кульминационный 1955 год турецкая полиция безнравственно и беспричинно атаковала греческую общину в Константинополе. Были совершены нападения на церкви, школы, дома и магазины, сопровождавшиеся разрушением и актами вандализма. Эту варварскую акцию пресса освещала только в Америке. Тогда Вселенский Патриарх Афинагор, выдающийся Патриарх современности, долго веривший в примирение могущее возникнуть между враждующими греками и турками и боровшийся за выживание Патриархата в Константинополе, надеялся проявить большую сдержанность лично к туркам. В известной степени этим он преследовал интересы греческой общины. Относительно турков его план не принес результатов, но зато призрачная политика Афинагора по достижению согласия между православными и другими церквами открыла новую страницу в истории Патриархата — экуменическую. В 1964 году он и папа Павел 6 посетили Иерусалим. Результатом этого стало взаимное осуждение отлучения 1054 года. Появились некоторые признаки будущего улучшения положения Патриархата. Турецкие власти окончательно дали разрешение на реконструкцию нового здания, а также разрешили заменить флигели старого здания, сожженного в 1941 году. Это внушительно новое сооружение было освящено в конце 1989 года на торжественной церемонии открытия, но которой присутствовали знаменитости со всего мира. Между тем, следуя по стопам Патриарха Афинагора, возглавляющий Патриархию Деметрий 1 в 1987 году посетил Рим, где встречался с папой Иоанном Павлом 2. Они оба, стоя на внешнем балконе папской резиденции в Ватикане, благословляли огромную массу народа, собравшуюся ниже в парке Св. Петра.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.