Константинопольская Церковь и Константинопольский Патриархат, страница 2

Таким образом, Константинопольский Патриархат становится Церковью-Матерью всех Православных Церквей, за исключением старых патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима. И уже в XIII веке титул Константинопольского Патриарха звучит так: “Милостью Божией архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх”.

Серьезным испытанием для Православной Церкви в 8-9 веках становится иконоборческая смута, которая вносит раскол внутрь Церкви и сталкивает государство с Церковью почти на протяжении 150 лет. В иконоборческую эпоху во главе Константинопольской Церкви находились патриархи: Герман, Тарасий, Никифор, Мефодий. Первым иконоборческим настроениям в среде епископов восточных окраин противостоял Константинопольский Патриарх Герман. Он был замещен на сочувствующего иконоборцам Афанасия после того, как отказался подчиняться указу 730 года императора Льва против икон. При Константине Копрониме, наследнике Льва, последовали кровавые расправы с православными. Несмотря на это, очень многие не отказались от почитания икон, но открыто своих убеждений не высказывали. Например, св. Тарасий Константинопольский, ставший впоследствии Патриархом. Именно при нем, как Патриархе, в городе Никее в 787 году был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором сформулировали и провозгласили догмат об иконопочитании. Новый всплеск реанимированного императором Львом V Армянином иконоборчества произошел в начале 9 века. Тогда первым пострадал Патриарх Никифор, призвавший Церковь к сопротивлению. После его ссылки, Церковь возглавил преп. Феодор Студит, игумен Константинопольского монастыря Студиона. На Вербное воскресение 815 года тысяча студийских монахов прошла крестным ходом по городу, неся иконы. Император Лев воспринял это как вызов: десятки епископов были сосланы, монахи были утоплены в защитных мешках или замучены в застенках. Гонение прекратила императрица Феодора, жена Феофила. При новом Патриархе Мефодии в первое воскресенье Великого поста 11 марта 843 года восстановление икон было провозглашено в Святой Софии, и этот день остался в памяти Церкви, как "Торжество Православия".

После иконоборческой эпохи напряжение в Константинопольском Патриархате не уменьшается в основном по причине взаимного недовольства запада и востока. Во второй половине 9 века взаимоотношения между Римской и Византийской Церквами имели не мирный, а полемический характер. Причиной увеличения враждебности запада к Византии стал нарастающий церковный раскол между двумя Церквами и соперничество между патриаршим Константинополем и папским Римом. Константинополь как "новый Рим" теперь требовал равенства почитания с древним Римом, в то время как Рим настаивал на господстве над восточным Патриархатом. Такие незаконные притязания пап встретили сопротивление со стороны Восточных Патриархов. В результате соперничество переросло в расторжение церковного союза. Ситуацию осложняло поведение болгар. В 60-е годы 9 века они были крещены миссионерами из Константинополя, прибывшими по приглашению царя Бориса. Это было началом обращения славян к учению христианскому. После болгар миссия распространилась на земли в Моравии и в Панонии. Братья переложили на славянский язык церковные книги, устроили полное богослужение в новообращенной земле на славянском языке. Но, вскоре по политическим соображениям, Борис пожелал вступить в союз с Римом. Как следствие этой миссионерской политики возникает доктринальный спор, и формулируются обвинения против нововведений в доктрине и практике римской церкви.

В это время Византийская империя считалась самым могущественным, самым богатым, культурным и просвещенным государством в мире. При этом, Патриарший двор Константинополя был вторым, нисколько не теряя в великолепии и уважении с общего согласия. Патриарший престол тогда занимали не уступающие в славе своим предшественникам Игнатий, Фотий, Николай Мистик, Михаил Керулларий, при котором было окончательно порвано общение Византии с Римом, Ксифилин.

Враждебность переросла в войну — в одинаковой степени экономическую и военную. Захват и грабеж Константинополя в 1204 году крестоносцами стал серьезной и неизбежной трагедией истории. Для этого послужила предлогом освободительная борьба за Иерусалим. После 1204 года на развалинах старого византийского государства учредили опекунство, чтобы сохранить единство греков и показать им лояльность к вере. В 1261г. после 57 лет оккупации греки получили обратно свою столицу. Их самой первой акцией после возвращения царского города было шествие процессии к Золотым Воротам, с иконой Одигитрии во главе, к Святой Софии, у которой уже собрался народ, чтобы отблагодарить Господа за освобождение.