Константинопольская Церковь и Константинопольский Патриархат, страница 3

Святая София и Патриархат были известны в средневековом мире как на западе, так и на востоке из-за огромного количества реликвий, сохранившихся там и в церкви Святых Апостолов, датируемых временем Христа или вслед за этим временем: подлинный крест, терновый венец, пояс и платье Богородицы — последние две в особенности покровительствовали византийскому населению как покровители Константинополя. Многочисленные истории, сохранившиеся от 14-15 веков, повествуют об опасности совершаемых русскими паломниками путешествий в Константинополь. Но уже нет упоминания о западных духовных лицах, которые до схизмы посещали Константинополь, с целью увидеть Церковь Святых Апостолов (где были похоронены все византийские императоры),  принять участие в Литургии в Святой Софии с трогательным пением патриарших антифонных хоров и поклониться святым реликвиям. Некоторые современные ученые полагают, что папа Григорий Великий, после того, как он был папским легатом в Константинополе, в подражание пению в Софии, которое он часто слышал, ввел в Соборе Святого Петра в Риме пение, получившее название григорианского. В 14 и 15 веках в результате ослабления сил Византийской империи территория разделилась и уменьшилась. Но шутка истории состояла в том, что, несмотря на это, власть Патриарха, напротив, усилилась.

С 1261 по 1453 гг., но особенно сильно после 14 в., продолжалось давление  на Византию со стороны оттоманской Турции. В этот период могущественная империя потеряла большую часть своих владений. В условиях этой опасности римские папы стали  предлагать свои услуги. Но они хотели не столько оказать помощь, сколько оказаться во главе Церкви, чтобы во всем мире господствовал католицизм со своим исповеданием и практикой. В ответ на это предложение при Константинопольском дворе появляются две партии, стремящиеся к реализации своих интересов. Одни стремились к унии, надеясь получить военную помощь, а другие — отказывались от компромисса с западом. Сам Патриарх последовал за массой народа, отказавшись принять папскую юрисдикцию.

С трагического падения Константинополя под ударами турков в 1453 году начинается четвертый период в истории Патриархата. Процесс сосредоточения власти в руках Вселенского Патриархата реально ускоряется. Теперь турецкий султан, в известном смысле, принял на себя функцию формирования Византийской империи в территориальном отношении. Первым Патриархом при турецком владычестве был Gennadios Scholarios, преподававший в греческой школе философию и патристику. Пылкий человек, бескомпромиссный ортодокс он управлял уверенно и добивался уступок от султана для верующих.

Теперь дела в империи решались несколько по-другому,  нежели раньше. Теперь Патриарх становился защитником императора. Этому можно найти подтверждение на примере выговора византийскому императору Антонию от русского царя, который написал в 1395 году, что "теперь здесь нет императора". Ответ Антония был следующим: "не может быть церкви без императора". Но все-таки императоры выполняли определенную работу по сохранению Православия, не только от пропаганды латинской миссии, но и перед лицом исламской угрозы.После падения византийской империи, патриарх, как мы видели, становится “этнархом” православного народа, подчиненного оттоманскому владычеству. Он принимает титул “Его Святейшества” и печать базилевса: двуглавого орла, над которым возвышается крест.

Несмотря на все тяжкие испытания, выпадавшие на долю греков и славян, первенство Константинополя не вызывало возражений. После раскола в православии сохранился тот же традиционный канонический порядок. Вселенский патриарх служил порукой сотрудничества поместных Церквей в согласии с тремя восточными патриархами, которых он созывал на Соборы, куда их сопровождало множество епископов. Так собирались Соборы 1484, 1735, 1848 и 1872 годов, последние два из которых имели исключительное эклезиологическое значение. Независимость Русской Церкви никоим образом не нарушила этой организации. Томос 1589 года, учреждавший в этой Церкви патриаршество, который подписали патриархи Константинополя, Антиохии и Иерусалима и восемьдесят один митрополит, указывал, что “Московский патриархат, как и другие патриархаты, имеет своей главой и своим началом апостольскую кафедру Константинополя”.