Архитектура объединенной Руси после свержения татаро-монгольского ига. Русские монастыри XV-XVI веков, страница 6

Рис.43. Центральная площадь Троице-Сергиевской лавры. Слева-Духовская церковь; справа- Троицкий собор.

 XVI в. отмечен постройкой самого большого собора Лавры - Успенского, а в XVII в. возведена трапезная с храмом, где в настоящее время совершаются основные массовые службы в зимнее время. Наконец, главная современная вертикаль ансамбля - ярусная колокольня - построена в середине XVIII в.

 Северная ось ансамбля формируется корпусами старой трапезной и поварни, а также больничными палатами с великолепным шатровым храмом во имя преподобных Засимы и Савватия Соловецких (XVII в.). Позднее, в XVIII в., формирование этой оси завешается строительством церкви Одигитрии.  Несмотря на то, что монастырь создавался на протяжении нескольких веков, ни один из присущих им стилей не доминирует в архитектуре, но все они сосуществуют в абсолютной гармонии. Конечно, можно рекомендовать читателям специальные научные исследования этого ансамбля, в которых определяются его композиционные закономерности, анализируется масштабное единство и т. д. Среди них особую ценность имеют труды В. И. Балдина и И.В. Трофимова, посвятивших многие годы изучению и реставрации этого удивительного памятника. Их книги позволяют познакомиться с большим фактическим материалом. Но нам важнее понять, почувствовать дух монастыря, который был привнесен сюда шесть веков назад преподобным Сергием. Для этого нужно обязательно посетить монастырь. Это дух удивительной любви и радости, он царит здесь. Посмотрите на план монастыря. Как и во всех древних русских монастырях, в нем нет никакой помпезности, парадности. Ни один из храмов не поставлен на ось какого-либо градостроительного пространства, они как бы расступаются, уступая пространство друг другу. Сравнивая эту композицию с постановкой собора Святого Петра в Риме, мы видим их полную противоположность и, можно сказать, несовместимость. Этот дух проявляется и в том, как выбрано место для мощей преподобного Сергия. Они помещены не в самом большом Успенском соборе, силуэт которого виден издалека и чрезвычайно важен для внешнего восприятия, а в небольшом, скромном храме. Как и при жизни преподобного, когда многие великие князья, приезжая к святому Сергию за духовным словом, не узнавали в скромном чернеце, одетом в залатанный подрясничек, уже известного всей Руси великого старца, так и теперь несведущий человек без подсказки не сразу найдет к нему дорогу.  По своей структуре Лавра - сложнейший организм, где соседствуют собственно монастырь, духовная семинария и академия, а также музей - к сожалению, по сю пору государственный. Тысячи людей со всего света приезжают сюда ежедневно. Одни - с верой во Христа, другие - на пути к этой вере, третьи - просто любопытные, прибывшие с очередной дежурной экскурсией. И Лавра приемлет всех, так же как принимает архитектуру всех веков, подчиняя ее общему духу Христовой любви, духу преподобного Сергия.