Рис.43. Центральная площадь Троице-Сергиевской лавры. Слева-Духовская церковь; справа- Троицкий собор.
XVI в. отмечен постройкой самого большого собора Лавры - Успенского, а в XVII в. возведена трапезная с храмом, где в настоящее время совершаются основные массовые службы в зимнее время. Наконец, главная современная вертикаль ансамбля - ярусная колокольня - построена в середине XVIII в.
Северная ось ансамбля формируется корпусами старой трапезной и поварни, а также больничными палатами с великолепным шатровым храмом во имя преподобных Засимы и Савватия Соловецких (XVII в.). Позднее, в XVIII в., формирование этой оси завешается строительством церкви Одигитрии. Несмотря на то, что монастырь создавался на протяжении нескольких веков, ни один из присущих им стилей не доминирует в архитектуре, но все они сосуществуют в абсолютной гармонии. Конечно, можно рекомендовать читателям специальные научные исследования этого ансамбля, в которых определяются его композиционные закономерности, анализируется масштабное единство и т. д. Среди них особую ценность имеют труды В. И. Балдина и И.В. Трофимова, посвятивших многие годы изучению и реставрации этого удивительного памятника. Их книги позволяют познакомиться с большим фактическим материалом. Но нам важнее понять, почувствовать дух монастыря, который был привнесен сюда шесть веков назад преподобным Сергием. Для этого нужно обязательно посетить монастырь. Это дух удивительной любви и радости, он царит здесь. Посмотрите на план монастыря. Как и во всех древних русских монастырях, в нем нет никакой помпезности, парадности. Ни один из храмов не поставлен на ось какого-либо градостроительного пространства, они как бы расступаются, уступая пространство друг другу. Сравнивая эту композицию с постановкой собора Святого Петра в Риме, мы видим их полную противоположность и, можно сказать, несовместимость. Этот дух проявляется и в том, как выбрано место для мощей преподобного Сергия. Они помещены не в самом большом Успенском соборе, силуэт которого виден издалека и чрезвычайно важен для внешнего восприятия, а в небольшом, скромном храме. Как и при жизни преподобного, когда многие великие князья, приезжая к святому Сергию за духовным словом, не узнавали в скромном чернеце, одетом в залатанный подрясничек, уже известного всей Руси великого старца, так и теперь несведущий человек без подсказки не сразу найдет к нему дорогу. По своей структуре Лавра - сложнейший организм, где соседствуют собственно монастырь, духовная семинария и академия, а также музей - к сожалению, по сю пору государственный. Тысячи людей со всего света приезжают сюда ежедневно. Одни - с верой во Христа, другие - на пути к этой вере, третьи - просто любопытные, прибывшие с очередной дежурной экскурсией. И Лавра приемлет всех, так же как принимает архитектуру всех веков, подчиняя ее общему духу Христовой любви, духу преподобного Сергия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.