Рис.35. Cтены и башни Кирилло-Белозерского монастыря. Стены Нового города с Вологодской и Московской башнями.
Пройдя зеленый двор нового города по направлению к главным соборам и колокольне монастыря, купола которых видны над крышами братского корпуса, войдем в Святые ворота с надвратным храмом Иоанна Лествичника. Через ворота попадаем на главную площадь монастыря, сформированную большим Успенским собором, несколькими пристроенными к нему небольшими храмами, Введенским храмом с колокольней и Архимандричьими палатами (рис. 36). Самые сильные впечатления в этой композиции производят та свобода, с которой один храм пристраивается к другому, мягко изменяющаяся ориентация главной горизонтальной оси храмов запад-восток, соединение казалось бы несоединимых элементов. Здесь нет никакой "художественной" натуги, все очень просто: надо построить новый храм, и его возводят, пристраивая к уже существующему. В итоге колокольня оказывается "зажатой" между двумя храмами, что совсем не раздражает даже самый требовательный глаз. Невольно приходит на ум заповедь Христа: "Будьте как дети". Выполняемая в духовной жизни насельниками этого монастыря, она воплотилась и в архитектуре, и такая закономерность проявляется всегда.
Рис.36. Кирилло-Белозерский монастырь. Вид на центральную часть ансамбля.
Далее необходимо обойти все небольшие дворики и полудворики, образуемые монастырскими постройками и пряслами стен, и если повезет и будут открыты водяные ворота под храмом Преображения, можно выйти на берег Сиверского озера. Тут произойдет еще одно чудесное изменение качества пространства: из затесненного и достаточно низкого арочного прохода вы попадете на каменистый берег, а через гладь озера откроются лесистые дали. Но, прежде чем выйти за пределы монастыря, надо обратить внимание на надвратный храм Преображения (конец XVI в.) и по пристроенной лестнице подняться внутрь него. Архитектура храма блестяще демонстрирует принцип постепенного "выращивания" сооружения в древнерусской архитектуре. Первоначально это были двухарочные ворота, и идея постановки на них храма возникла позже. Одна из арок была заложена, а храм получил структуру с двумя свободно стоящими столбами, которые могли опираться только на стену между воротами. При этом верхняя часть храма сохраняет на фасаде трехчастное деление. В итоге возникла интереснейшая скульптурная композиция внутреннего пространства, еще раз убедительно свидетельствующая о разнообразных композиционных возможностях архитектурной структуры, получаемой на основе философии стены как целого (рис. 37)./p>
Рис.37. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Преображения над Водяными воротами (1595г.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.