Архитектура объединенной Руси после свержения татаро-монгольского ига. Русские монастыри XV-XVI веков, страница 4

 Другой уникальной обителью, основанной в начале XV в. на Большом Соловецком острове монахом-отшельником Кирилло-Белозерского монастыря Савватием и монахом Зосимой, является Соловецкий монастырь. Так же как и Кирилло-Белозерский, он в течение века был деревянным, и только с 1548 г.начинается каменное строительство, которое велось достаточно интенсивно на протяжении почти полутора веков.  Особой достопримечательностью этого монастыря являются стены, сооружение которых началось в 1584 г. при царе Федоре Иоанновиче под руководством монаха Трифона, как свидетельствует летопись. Это единственный монастырь на Руси, где стены и все восемь башен почти полностью выложены из гигантских гранитных валунов, иногда дополняемых фрагментами кирпичной кладки в завершающей части; такая кладка использовалась иногда в качестве небольших заполнений между камнями. Если говорить о процессе создания объекта архитектуры как о соборном, вдохновенном, то Соловецкий монастырь является ярчайшей его иллюстрацией, и особенно - его стены и башни. Трудно представить даже, как осуществлялся чисто физический труд братии по перетаскиванию этих гигантских валунов и укладке их в стену, учитывая, что в XVI в. строительная техника была весьма примитивна. Форма башен абсолютно безыскусна (рис. 39а и б). При взгляде на эти потрясающие сооружения невольно возникает мысль об египетских пирамидах, и поэтому хочется поразмышлять об их сходстве и различии, несмотря на большую разницу в абсолютных размерах.

Рис.39а. Соловецкий монастырь. Белая башня.

Рис.39б. План монастыря. Башни: А-Прядильная; Б-Успенская; В-Сторожевая(Корожная); Г-Северная(Никольская); Д- Квасоваренная; Е- Поваренная; ж- Южная (Архангельская); И- Белая(монастырская тюрьма). Ворота:I- Святые; II- Сельдиные; III- Никольские; IV- Квасоваренные; V-Поваренные; VI-Успенские; VII-Архангельские.

 Сходство заключается, пожалуй, в простоте общей формы - там правильная четырехгранная пирамида, здесь - слегка расширяющийся книзу цилиндр, или усеченный конус. И то и другое тектонически выражает одно и то же - груду камня - наиболее примитивную тектоническую систему. И там и здесь возникает вопрос: а как этот камень туда подняли, так как на высоте 6-7 м мы видим глыбы весом в несколько тонн. На этом, пожалуй, общее кончается.  Египетские пирамиды - это архитектура космическая, почти внеземная, форма, собранная из идеально высеченных каменных кубов. Существует множество философских теорий и гипотез о методах их строительства. Для сравнения с башней Соловецкого монастыря проведем мысленный эксперимент: разберем пирамиду по камням и сложим ее заново, перепутав блоки местами. В результате ничего не изменится. Разобрав же Соловецкую башню, мы уже никогда не сможем ее восстановить, если не будет точнейшей фиксации каждого камня, так как все они уложены в данной башне совершенно конкретным образом. Именно эта укладка и составляет главную архитектурно-художественную ценность соловецких сооружений. Здесь опять возникает символический образ идеально устроенного мира, где каждый камень - это человек, занимающий в данном мире отведенное ему место. Камни индивидуальны - одни очень большие, другие маленькие, но каждый из них - часть целого. Строитель не подгоняет камни, обтесывая их, а просто находит для каждого самое удобное место. Строитель - соработник Богу, наиболее полно использующий созданную Им красоту. Если мы сравним эту архитектуру с высокой классикой ордерной Греции, с ее сложными геометрическими построениями, где все части целого приведены в гармонию путем точных соподчинений и соотнесений, то отчетливо увидим совершенно иную природу русской архитектуры. Может быть, по бедности нашего языка мы называем даже разные явления одним и тем же термином. Если эллинистическая архитектура - это действительно искусство строить, то, вероятно, создатели соборов Старой Ладоги и Соловецких башен не осознавали процесс строительства как искусство. Все проще, утилитарней, но в результате возникает очень сильный художественный эффект. Очевидно, происходит это от ощущения полной гармонии человека с миром и Богом, и именно такая гармония осталась запечатленной в камне.  Соборы и братские корпуса Соловецкого монастыря проникнуты тем же духом силы и мощи единого и неразделимого целого (рис. 40). Подчиняясь чисто климатическим требованиям, создатели монастыря постарались соединить все постройки в единые монолитные блоки с помощью закрытых связей. Центральное ядро монастыря составляет блок, включающий Преображенский и Успенский соборы XVI в., трапезную, колокольню XVIII в. и Троицкий собор конца XIX в.