Особенности коммерческой работы при автомобильных перевозках пассажиров

Страницы работы

Содержание работы

Задание 1. Особенности коммерческой работы при автомобильных перевозках пассажиров.

Автомобильные перевозки пассажиров, будучи одним из социально значимых видов экономической деятельности, выполняются в условиях несравненно более жесткого контроля со стороны государства, чем перевозки грузов. Этот контроль распространяется как на характер и качество услуг автотранспортного предприятия, так и на уровень тарифов. Часто что приводит к тому, что диапазон для принятия собственно коммерческих решений (выбор тарифа, согласование с потребителем условий обслуживания, возможность отказа от данного клиента в пользу более выгодного и т. д.) оказывается для предприятия чрезвычайно узким.

В ряде случаев предприятие, выполняющее пассажирские перевозки, фактически вступает в коммерческое взаимодействие одновременно с двумя разнородными партнерами.

С одной стороны, это администрация города или области, которая выступает в роли заказчика транспортного обслуживания на определенной территории и приобретает у предприятия на основе долгосрочного соглашения комплекс услуг, связанных с перевозкой пассажиров. Основой взаимоотношений АТП с местной администрацией обычно является контракт, предусматривающий условия взаимодействия сторон.

Другим партнером, или клиентом, является пассажир - непосредственный потребитель перевозочных услуг предприятия.

Такая ситуация наиболее характерна для перевозок пассажиров автобусами по городским и пригородным маршрутам, хотя может при определенных условиях возникать и на других видах перевозок.

Автотранспортное предприятие, таким образом, оказывается перед необходимостью действовать на два независимых фронта коммерческой работы.

Следует также отметить, что в условиях развития рыночных отношений в России при выборе АТП для работы по контракту с местными властями на пассажирских перевозках все чаще проводятся конкурсы (тендеры, торги) по выбору наиболее предпочтительного, с точки зрения заказчика, перевозок предприятия. Подготовка и участие предприятия в таких торгах является самостоятельной задачей коммерческой службы АТП.

Доходы предприятия, выполняющего перевозки пассажиров, не всегда образуются в результате непосредственного получения выручки от продажи билетов. Если предприятие работает по тарифам, которые установлены местной администрацией с учетом реальной платежеспособности большинства населения, то часть издержек покрывается за счет соответствующего бюджета. Поэтому особое значение, наряду с выбором наиболее рациональной билетной системы, дающей максимум выручки от продажи билетов, приобретает создание эффективной системы взаиморасчетов с заказчиком перевозок - администрацией, покрывающей часть расходов за счет средств бюджета.

Как производственная, так и коммерческая деятельность автотранспортных, предприятий при выполнении перевозок пассажиров является, как правило, объектом постоянного внимания со стороны административных органов, средств массовой информации, профсоюзов, обществ защиты прав потребителей и т. д. Поэтому чрезвычайную важность приобретает создание благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности, обеспечение открытости работы предприятия: недопущение возникновения конфликтных ситуаций (особенно с пассажирами), а если конфликты все-таки возникают - их эффективное разрешение.

Последняя особенность заключается в том, что пассажиры, как правило, действуют в соответствии с моделями поведения массовых потребителей на рынках широкого потребления услуг (тогда как клиентура грузовых автотранспортных предприятий действует и принимает решения в основном в соответствии с моделями рыночного поведения потребителей на рынке промышленной продукции). Это влияет, в первую очередь, на используемые методы ценообразования и сбыта услуг пассажирских АТП.

Выделим в качестве наиболее важных особенностей коммерческой работы, возникающих при перевозках пассажиров автомобильным транспортом, следующие:

-  работу по особому контракту с организацией-заказчиком перевозок;

-  работу по фиксированным тарифам;

- проведение заказчиком перевозок конкурса (торгов) на получение контракта (заказа на выполнение перевозок).

Похожие материалы

Информация о работе