Слайд 1
Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии, все присутствующие!
Вашему вниманию предлагается доклад на тему «Экологическое просвещение и воспитание учащихся на уроках химии».
Экологический аспект школьного образования включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, ее духовном обогащении, нравственно- эстетическом воспитании.
Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса химии программа должна предусматривать ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание нужно сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.
Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.
В связи с вышесказанным целью (Слайд 2)
данной дипломной работы является обобщение педагогического опыта, связанного с осуществлением экологического образования и воспитания на уроках химии, и разработка экологического компонента курса химии в соответствии с новой программой.
Для достижения цели решались следующие задачи: (слайд 3)
1. Провести сравнительный анализ программ и учебников по химии для средней школы разных авторов и выявить понятийный аппарат, связанный с вопросами экологического образования и воспитания учащихся.
2. Изучить передовой педагогический опыт по вопросам экологизации школьного курса химии.
3. Разработать и провести уроки химии с экологическим компонентом, используя одну из современных программ по химии.
Основными методами исследования явились (слайд 4)
- изучение методической литературы и программно-методических материалов по курсу химии средней школы
- проектирование
- и проведение уроков химии.
При изучении химии учащиеся знакомятся с процессами, связанными с получением полезной продукции, их химической сущностью, аппаратурным оформлением, условиями протекания реакций, изучают круговороты веществ в природе (например, воды, кислорода, углерода и азота). При этом не всегда затрагиваются проблемы нарушения этих природных циклов; это не позволяет рассматривать их во взаимосвязи, что необходимо для понимания роли антропогенного фактора в биосфере и путей сохранения ее целостности.
С целью реализации экологического подхода к изучению школьного курса химии в 80-е годы прошлого века В.М. Назаренко предложила программу, предусматривающую ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Эта программа была связана с традиционным химическим содержанием.
Назрела необходимость вновь усилить внимание экологической составляющей химического образования в связи с введением авторских программ по химии. Другими словами, требуется такая же работа по экологизации курса химии, которая была проведена в свое время В.М. Назаренко, но в применении к иному химическому содержанию.
Нами был проведен сравнительный анализ учебников по химии для 8 – 9 классов по вопросам, касающимся экологического просвещения учащихся.
Данные по учебникам 8 класса представлены на слайде.
Слайд 5
Под номерами представлены авторские программы по химии для 8 класса, наиболее часто используемые в обучении. Под номером 1 – учебник Габриеляна, под 2 – Гузея, под 3 – Кузнецовой Н.Е. и под 4 – Ивановой.
Как видим, такие вопросы, как охрана атмосферы и гидросферы; биологическая роль веществ; очистка веществ; защита окружающей среды и фотосинтез освещены во всех рассмотренных нами учебниках.
Такие вопросы, как загрязнение окружающей среды при изучении производств химических веществ; охрана литосферы; двойственный характер элементов или соединений; их физиологическое действие; загрязнение природы автомобильным транспортом освещены в большинстве учебников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.