Экологическое просвещение и воспитание учащихся на уроках химии (Защита выпускной квалификационной работы), страница 3

Здесь же изучались  правила смещения химического равновесия под влиянием различных факторов.

Классическим примером, на котором рассматриваются указанные выше вопросы, является синтез аммиака:

N2 + 3H2 → 2NH3

Традиционное объяснение было дополнено материалом экологического характера: влияние NH3 на окружающую среду и человека.

Включая в свои уроки экологическое содержание, мы отмечали со стороны учащихся повышенный интерес к изучаемому материалу. Причем учащихся интересовало не только негативное воздействие веществ на природу, но и те мероприятия, которые помогают снять это воздействие или его предотвратить. Введение экологического компонента не отразилось негативно на качестве усвоения программного содержания по химии: наоборот, учащиеся с большим вниманием воспринимали новый материал и лучше усваивали новые для них понятия.

Слайд 10.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Сравнительный анализ современных программ и учебников по химии показал их неравноценность в отношении экологического компонента. Учителя химии, выбирающие программы, в которых экологический компонент  представлен в минимальном объеме, стоят перед необходимостью самостоятельно усиливать экологическую направленность учебного предмета химии.

Слайд 11

2. Изучение литературы, связанной с обобщением педагогического опыта, позволило определить основные идеи, которые необходимо реализовывать в школьном курсе химии с целью его экологизации:

▪ природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;

▪ непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение химического состава компонентов окружающей среды, приводящее к смещению природного равновесия;

▪ химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.

Слайд 12

3. Усилить экологическую направленность изучаемого химического содержания  можно, включая сведения о двойственном характере воздействия  химических соединений и реакций на живую природу. Введение экологического компонента на уроках химии не только не препятствует, но даже  способствует усвоению основного химического содержания, повышая познавательный интерес учащихся.

Слайд 13

Благодарю за внимание


Слайд 6

Мы видим на слайде, что в учебнике О.С. Габриеляна экологические проблемы освещаются при изучении темы  «Металлы» (рассматривается коррозия металлов и их применение); производства серной кислоты; круговоротов элементов в природе (азота, фосфора, серы и углерода), а также применения органических веществ, их содержания в живых организмах, в продуктах питания.

В учебнике Н.Е. Кузнецовой с соавт. к вопросам, указанным выше, добавляется изучение физиологического действия веществ на живые организмы. Кроме этого, в учебнике имеется специальное приложение, в котором рассматриваются вопросы охраны окружающей среды от загрязнений соединениями неметаллов, в частности серы.

В учебнике Гузея Л.С. [13] экологические вопросы освещены наиболее полно. Кроме выше названных рассматривается экологические проблемы при добыче углеводородного сырья, при его сжигании и транспортировке, а также загрязнение атмосферы продуктами сгорания углеводородов.

А в учебнике Р.Г. Ивановой [16], по нашему мнению, таких вопросов немного. Они связаны в основном с органической химией: упоминается процесс фотосинтеза, описывается двойственный характер элементов, распространение органических веществ в природе и их содержание в живых организмах и продуктах питания.

Следует отметить, что ни в одном из учебников не рассматривается вопрос загрязнения окружающей среды полимерами, в частности, полиэтиленом.

Только Л.С. Гузей указывает на загрязнение атмосферы продуктами сгорания углеводородов; содержание ПДК веществ в воздухе (выхлопные газы, курение); уделяет внимание энергетической проблеме. Безусловно, эти вопросы поднимаются в курсе органической химии. Однако, очень важно, по нашему мнению, их затронуть в 8 и 9 классах. Бытовой мусор включает себя  много полимеров и материалов на их основе, весной и осенью во дворах и на дачных участках его зачастую сжигают вместе с растительными остатками. Возрастающее число автомобилей на дорогах способствуют увеличению загрязнения воздуха и водоемов. Значит, учащихся нужно как можно раньше предупреждать о возможных последствиях таких действий человека.