Логическая характеристика понятий: «хмурый день», «ответчик», «судимость», «Луна». Определение вида простого высказывания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

книга, причина, брат, акция, базис, подсудимый, левый, север, минерал, управляющий, добро, истец.

Относительные понятия имеют в своем содержании признак, фиксирующий отношение одного предмета к другому.

Ответ: причина - следствие, базис - основа, левый - сторона, добро - благодетель.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах:

1) «преступление - получение взятки – кража»;

Блок-схема: узел:            BБлок-схема: узел:                     AОтношение соподчинения. Содержание схемы: «Все В суть А», «Все С суть А», «Некоторые А суть В», «Некоторые А суть С», «Ни одно В не есть С» и «Ни одно С не есть В», «Некоторые А не суть В» и «Некоторые А не суть С».      

Блок-схема: узел: CСхема:

2) «самая длинная река в Европе - Волга»;

Отношение подчинения. Содержание: «Все В суть А»,  «Некоторые А суть В», «Некоторые А не суть В».

3) «фашист – антифашист»;

Отношение противоположности. Содержание: «Ни одно A не есть B»

4) «студент – спортсмен»;

Отношение пересечения. Содержание: «Некоторые А суть В» и «Некоторые  В суть А».

5) «высокие дома - невысокие дома».

Отношение противоположности. Предметы таких понятий объединяются общим для них родом.

4. Произвести обобщение:

1) звезда;

2) менеджер.

Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания.

1.  Звезда – светило.

2.  Менеджер – работник.

6. Определить вид деления, и какое правило нарушено, если нарушено.

Виды логического деления В зависимости от целей, которые мы преследуем, различают два его вида: делениепо видоизменению родового признака (дает ответ на вопрос, какие виды данного рода предметов существуют с учетом определенного признака. Название указывает на его сущность)идихотомическое деление (мысленно выделяют интересующий вид, а оставшиеся предметы оставляют без внимания, обозначая их отрицательным по отношению к имени выделенного вида именем).

1) Языки делятся на естественные и неестественные.

Деление по видоизменению признака.

Деление правильное, так как все разновидности языков приведены по одному признаку и классифицированы по видам языков.

2) Республики делятся на президентские, парламентские и федеративные.

Деление по видоизменению признака.

Деление неправильное из-за термина «федеративные», поскольку это понятие невозможно без другого объекта.

3) Люди делятся на трудоспособных и временно нетрудоспособных.

Деление дихотомия.

Деление правильное. Оба термина приведены в соотношении со временем, но по одному признаку.

7.Установить правильность определения, и какое правило нарушено:

1) «Студент - это учащийся».

Определение правильное, поскольку студент является учащимся какого-либо учебного заведения.

2) «Повторение - мать учения».

Определение неправильное. Термин «мать» приводится в данном случае в переносном значении.

Высказывание.

1.  Определить вид простого высказывания:

1) "Москва находится между Ленинградом и Ростовом - на - Дону".

Суждение с отношением (реляционное). Отражает отношение между предметами. Пространственное отношение.

2)  "Все тайное становится явным".

Атрибутивное. В нем отражается связь между предметом и его признаком. Эта связь утверждается.

Состоит из субъекта, предиката и связки; его логическая схема: S – Р, где S - субъект суждения, Р -  предикат суждения, «–» - связка. Субъект суждения - понятие о предмете суждения и он отражает то, о чем мы судим. Понятие о признаке предмета называется предикатом суждения и в нем отражается признак предмета. Субъект и предикат называются терминами суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом суждения. Устанавливая принадлежность или непринадлежность признака предмету, связка объединяет термины суждения в единое целое.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного высказывания. Определить по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично:

"Всякое преступление есть общественно опасное деяние".

Субъект суждения - это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения, меньший термин.

Предикат суждения - мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении, это больший термин.

Субъектом суждения в данном случае является «преступление», а педикатом «опасное деяние». Данное суждение относится к типу А.

Предложение «S есть Р»

3. Установить вид сложного высказывания. Записать с помощью символов:

"Мал золотник, да дорог".

Соединительное (конъюнктивное). Суждение объединяется связкой «да».

pLg

р

g

pLg

И

И

Л

Л

И

Л

И

Л

И

Л

Л

Л

4. Определить отношения между простыми и (сложными) высказываниями, их виды и ложность или истинность:

"Некоторые студенты нашего института говорят правду", и "Некоторые студенты нашего института не правдивы".

Нейтральная формула (р L q) V r

Выражение, при котором одно значение входящая в него переменная принимает значение «истинно», а при другом - «ложно».

Обоснование:

Р

q

r

рL q

(рLq)V r

и

и

и

и

и

и

и

л

и

и

и

л

и

л

и

и

л

л

л

л

л

и

и

л

и

л

и

л

л

л

л

л

и

л

и

л

л

л

л

л

5. Преобразовать высказывание "О" в "I":

"Некоторые преступления не являются тяжкими".

«Некоторые преступления есть не тяжкие».

Умозаключение.

1. Сделать  непосредственный вывод путем превращения суждения. Составить схему превращения. Если посылка выражена не в явной логической форме преобразовать ее в соответствии со схемами суждений А, Е, I, О:

"Не все преступления совершаются с прямым умыслом".

Превращение – непосредственный вывод, характеризуется тем, что Р заменяется на не-Р и наоборот, качество изменяется, т. е. утвердительное преобразуется в отрицательное и наоборот.

Схемы превращения:

«Е» в «А»

(Е) «Ни одно S не есть Р

(А) Все S есть не-Р».

«А» в «Е»

(А) «Все S   есть Р

(Е)  Ни одно S не есть не-Р».

«I» в «О»

(I) «Некоторые S есть Р

(О)  Некоторые S не есть не-Р ».

«О» в «I»

(О) «Некоторые S не есть Р

(I) Некоторые S есть не-Р».     

«Е» в «А»

«Ни одно преступление не совершается с прямым умыслом»

«Все преступления совершаются с непрямым умыслом

Похожие материалы

Информация о работе