Рассмотрим основные элементы теории потребительского поведения.
1. Потребительский выбор и бюджетные сдерживания связаны с бюджетом потребителя, то есть, чем меньше средств в его бюджете, тем меньше выбор потребителя и наоборот.
2. Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица (доллар, гривна и т. д.), которая израсходована на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы дополнительную (предельную) полезность. Если потребитель “уравновесит свои предельные полезности” по определенному правилу, то ничто не будет заставлять его изменить структуру расходов, то есть он будет находиться в состоянии равновесия. Это правило в алгебраической форме:
где MU – предельная полезность соответствующего продукта,
Р – цена соответствующего продукта.
3. Учет экономической ценности времени должен отображать “полную цену” товара, которая состоит из его рыночной цены плюс ценность времени, затрачиваемого на потребление этого товара.
4. Бюджетные линии, кривые безразличия и равновесие потребителя. Имея определенный денежный доход, потребитель может израсходовать его весь на приобретение одного товара и оказаться в точке А графика (рис. 4.9). Он может израсходовать весь доход на приобретение другого товара и оказаться в точке В. Или он может распределить свой доход между двумя этими благами. Тогда, если доход будет расходоваться полностью, все возможные комбинации такого распределения располагаются на линии, которая соединяет точки А и В, и называется бюджетной линией. Таким образом, бюджетная линия показывает все возможные комбинации каждой пары продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данных уровнях цен на продукты и данной величине его дохода.
Количество продукта А |
Кривая безразличия потребителя отображает все возможные комбинации продуктов А и В, которые дают ему равный объем удовлетворения потребностей, или полезности (кривая І на рис. 4.9.).
Каждая точка на кривой безразличия (“а”, ”b”, ”с”, “d”) представляет одну из комбинаций продуктов А и В, одинаково удовлетворяющих потребителя; то есть каждая такая комбинация продуктов имеет одинаковую совокупную полезность. Таким образом, потребителю будет безразлично, какую комбинацию продуктов он действительно приобретет. Равновесное положение потребителя достигается в точке Х, в которой бюджетная линия АВ касается наиболее высокой из всех досягаемых кривых безразличия - I.
Спрос demand
Предложение supply
Закон спроса law of demand
Закон предложения law of supply
Кривая спроса curve of demand
Кривая предложения curve of supply
Эластичность elasticity
Показатель эластичности index of elastic demand and supply
спроса и предложения
Рыночное равновесие marketing equilibrium
Бюджетная линия budge t line
Кривая безразличия indifference curve
Равновесие потребителя consumer equilibrium
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.