Теория спроса и предложения. Спрос и предложение. Детерминанты спроса и предложения. Теория потребительского поведения, страница 4

Важнейшим фактором, который влияет на эластичность предложения, является количество времени, которое имеют в распоряжении производители, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты выделяют три периода времени: мгновенный рыночный период, краткосрочный рыночный период, долгосрочный рыночный период.

В границах мгновенного рыночного периода производителю не хватает времени для того, чтобы изменить объем производства. Поэтому предложение в этом случае абсолютно неэластично (рис. 4.5).

 

 

 


Рисунок 4.5 - Мгновенный рыночный период

В границах краткосрочного рыночного периода нельзя изменить производственные мощности предприятия, однако объем производства может быть увеличен за счет интенсивности их использования. Поэтому предложение становится более эластичным (рис.4.6.).

 


Рисунок 4.6 - Краткосрочный рыночный период

В конце концов, на протяжении долгосрочного рыночного периода производитель, учитывая возрастание спроса на товар от D к D1 может увеличить производственные мощности и предложение S1 приближается к абсолютно эластичному S0 (рис. 4.7.).

 


 

 

Рисунок 4.7 - Долгосрочный рыночный период

3. Рыночное равновесие спроса и предложения

В любом случае в рыночной экономике между спросом и предложением устанавливается определенное соотношение, которое называют рыночным равновесием. Рыночное равновесие – установление на рынке в результате взаимодействия производителей и покупателей таких цен на товары и услуги, которые не создают излишек у продавцов и дефицит у покупателей.

В основе рыночного равновесия лежит равновесная цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равняется количеству товара, на который предъявлен спрос. Наглядно этот процесс можно показать на графике, который объединяет кривые спроса и предложения, например, на рынке сахара (рис. 4.8.).


Рисунок 4.8 - Рыночное равновесие

Кривая спроса DD пересекается с кривой предложения SS в точке Е, которая указывает равновесную рыночную цену (РЕ) и равновесное количество продукта (QЕ).

Недостаток продукта, который возникает при цене, которая ниже равновесной, то есть 2 грн., создал бы избыточный спрос и толкнул бы цену вверх. В результате этого величина предложения стала бы увеличиваться, а величина спроса уменьшаться до тех пор, пока не было бы достигнуто равновесие.

Излишек продукта при цене 4 грн. привел бы к уменьшению величины предложения товара и стал бы сдвигать цену вниз, то есть будет увеличиваться величина спроса, сокращая величину предложения до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Таким образом, цена за 1 кг сахара - 3 грн. является равновесной ценой на рынке сахара, которая удовлетворяет как продавцов, так и покупателей в определенный период времени (неделя).

4.  Теория потребительского поведения

При производстве любого товара необходимо знать поведение потребителя. Поэтому важным условием изучения рынка есть анализ его поведения.       Теория потребительского поведения основана на положении, что человек ведет себя рационально в стремлении максимизации удовлетворения своих потребностей.

В экономический теории существует два подхода оценки поведения потребителя– кардиналистский и ординалистский. Если кардиналистская теория полезности дает лишь общую характеристику поведения потребителя на рынке, то ординалистская, которая разработана В.Парето и Дж.Хиксом, снимает недостатки кардиналистского подхода и показывает, какому благу отдает свое предпочтение потребитель.