Теория спроса и предложения. Спрос и предложение. Детерминанты спроса и предложения. Теория потребительского поведения

Страницы работы

Содержание работы

Раздел ІІ. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 4. Теория спроса и предложения

1.  Спрос и предложение. Детерминанты спроса и предложения

Главными элементами в понимании механизма действия рыночной экономической системы являются спрос и предложение. Взаимодействие главных субъектов рынка – производителя и потребителя – осуществляется именно по каналам спроса и предложения и стремится к достижению равновесия между этими элементами путем уравновешивающей функции рыночной цены.

Потребитель, появляясь на рынке, определяет свое поведение через спрос. Спрос – это количество товаров и услуг, которые потребители желают и имеют возможность приобрести на рынке по конкретным ценам в ряде возможных цен на протяжении определенного времени.

Суть закона спроса состоит в том, что между уровнем цены (Р) и величиной спроса (Qd) существует обратная зависимость. Иначе говоря, чем ниже цена, тем больше величина спроса на товар (услуги), а чем выше цена – тем меньше величина спроса.

В таблице 4.1. приведена шкала спроса индивидуального потребителя на рынке сахара.

Таблица 4.1 - Спрос индивидуального потребителя на рынке сахара

Цена за кг

(грн.)

Величина спроса

(кг в неделю)

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

На основании  данных таблицы 4.1. приведен график спроса (рис. 4.1).

График спроса представлен нисходящей кривой спроса DD (от англ. “demand” – спрос). Наклон этой кривой объясняется действием эффектов дохода и замещения. Рассмотрим значение этих явлений.

1.Эффект дохода. Снижение цены  на данный товар позволяет приобрести его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только при покупке данного товара. Например, снижение цены на молочную продукцию летом дает возможность приобрести  ее в большем количестве, чем зимой, хотя доход покупателя при этом может остаться неизменным.


Рисунок 4.1 - График спроса потребителя на сахар

2. Эффект замещения. Снижение цены на данный товар приводит к относительному подорожанию других товаров, хотя их собственные цены могут и не изменяться. Поэтому, заменяя “другие” товары более дешевыми, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода. Например, снижение цен летом на легкое масло и маргарин побуждает покупать их в большем количестве, чем сливочное масло. Таким образом, снижение цен на отдельный товар вызовет многочисленные последствия, как и рост цен.

3.  Действие принципа убывающей предельной полезности.Согласно данному принципу, последующие единицы данного продукта приносят потребителю все меньшее удовлетворение, поэтому он покупает дополнительные единицы продукта лишь при условии, что его цена снижается. Изменение величины спроса на товар ведет к перемещению от одной точки ко второй на постоянной кривой спроса (рис. 4.1. от “а” к “b” и к “с”).

Таким образом, причиной изменения величины спроса есть изменение цены данного товара. Кроме цены, существуют неценовые детерминанты (факторы), изменение которых приводит к смещению всей кривой спроса DD – вправо вверх при увеличении спроса (на рис. 4.1 от DD к D1D1), и влево вниз при уменьшении спроса (на рис. 4.1 от DD к D2D2).

Основные неценовые детерминанты изменения спроса следующие:

1)  вкусы потребителей, которые часто изменяются под влиянием моды, или же остаются традиционными.

2)  уровень доходов в обществе. Чем выше доходы потребителей, тем больше они покупают качественные товары и услуги и тем меньшим спросом пользуются товары и услуги “низшей” категории (например, изношенная одежда).

3)  цены на сопряженные товары:

а) цены на взаимозаменяемые товары (товары-субституты );

б) цены на взаимодополняемые товары (комплиментарные);

4)  количество покупателей на рынке;

5)  инфляционные ожидания потребителей.

Мы рассмотрели индивидуальный спрос. Но на рынке выступает много потребителей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса можно осуществить путем суммирования величин спроса, который предъявляет каждый потребитель  при разных возможных ценах.

На рисунке 4.2  это  показано при  использовании  одной цены на товар – 3 грн.


Рисунок 4.2 - Кривая рыночного спроса DD на товар (кг. в неделю)

Понятно, что в условиях рыночной конкуренции допускает довольно большое количество покупателей товара на рынке. Поэтому, во избежание продолжительного процесса суммирования, можно определить общий рыночный спрос путем умножения индивидуальных величин спроса по каждой из разных цен на количество покупателей на рынке этого товара.

Перейдем теперь к теории формирования рыночного предложения.

Предложение – количество товаров, которые продавцы готовы произвести и предложить к продаже на рынке по конкретным ценам в ряде возможных цен на протяжении определенного времени.

Похожие материалы

Информация о работе